Очерк истории русской женщины

— 21 — ву чеховъ, напр., если убійцу находили подлѣ его жены и она обнимала его или прикрывала евоимъ подоломъ, то мститель ооя- занъ былъ оставить его въ покоѣ. Въ связи съ этимъ миротво- рящимъ, ; гуманизирующинъ вліяніемъ женщины стоить еще ея по- этическая дѣятельность. „Женскія пѣсни славянскихъ племецъ, справедливо замѣчаетъ Буслаевъ, — безспорно говорить въ пользу той мысли, что народные обычаи, вѣрованія и воооще эпическая старина на-половину обязаны евоимъ происхожденіемъ душевнымъ способностямъ женщины, которыхъ быстроту и воспріимчивость объясняла себѣ суевѣрная старина вѣщею силою“ . Воинственность древне-славянской женщины, ея равносильность !'ъ мужчиною я особенно ея вѣщая сила была основою ея об- щественннаго значенія и равноправности, на которыя мы инѣемъ немало указаній исторіи. Первыми знаменитыми правительницами славянъ, первыми ихъ законодательницами, судьями, устроитель- ницами мира и порядка являются великія, мѵдрыя, вѣщія жены. Славянская цивилизація начинается женщинами, и пока женщи- на, особенно у русскихъ, не была окончательно оттѣснена на зад- ній планъ, не обращена въ полное рабство, до тѣхъ поръ эта первичная цивплизація имѣла въ себѣ такіе хоропііе задатки, ко- торые могли поставить славянъ на ряду съ западными европей- цами и едва-ли допустили-бы до того, чтобы названіе народа, бывшее синонимомъ свободолюбія, получило значеніе раба ). Древняя сага, изукрасившая своими фантазіями дѣйствитель- ность, говорить о Вандѣ, дочери Крока, правителя ляховъ и основателя Кракова. Необыкновенная красавица, мудрѣйшая и цѣломудренная дѣва Ванда' избирается въ правительницы всѣмъ народомъ; она царствуетъ мирно, счастливо и благодѣтельно для подданныхъ. Одинъ нѣмецкій князь, пораженный молвою объ ея красотѣ, долго и напрасно хлопочетъ, чтобы жениться на ней, наконецъ, рѣшается завладѣть ею силою и ведетъ въ Польшу Sclave — рабъ, славяшінъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1