Очерк истории русской женщины

— 22 — оолыное войско. Ванда выходить Противъ него съ своею арміей и обращаетъ въ бѣгство враговъ однимъ только видомъ своей волшебной красоты. Князь въ отчаяніи отъ пораженія и неудов- летворенной любви восклицаетъ: „Ванда повелѣваетъ землей, во- дой и воздухомъ! Ванда приноситъ себя въ жертву за народъ свой! И я, товарищи, обрекаю себя въ жертву подземнынъ бо- гамъ, чтобы всѣ потомки ваши и потомки потомковъ вашихъ со- старѣлись подъ властью женщины! “ Сказавъ это,\ онъ закололся. Ванда же, вернувшись домой, благодарить боговъ за побѣду и сама приноситъ себя въ жертву имъ, бросаясь въ воды Вислы. Конечно, частности этой саги принадлежать къ области мифа, вѣроятно, еще испорченнаго записавшими его хроникерами; но основной фактъ, фактъ владычества мудрой женщины, не подле- житъ сомнѣнію. Онъ, въ формахъ болѣе историческихъ, встре- чается въ традиціяхъ чеховъ, а у рѵсскихъ имѣетъ несомнѣнную историческую достовѣрность . Чехами въ древности правила вѣщая дѣва Любуша. Она об- ладала высшею государственною мудростью, ёя старшая сестра от- личалась постройкою городовъ, а средняя занималась медициной. Эти намеки на равное съ мужчиной участіе женщины, даже на преобладаніе ея въ общественной жизни, дополняются подробно- стями знаменитаго отрывка изъ чешскаго народнаго эпоса, въ ко- торомъ .женщина является и государыней, и судьей, и вѣщею жрицею. Два брата ссорятся о наслѣдствѣ. Для рѣшенія дѣла Любуша сзываетъ народное собраніе, кшетовъ, леховъ , и владыкъ великихъ, а вмѣстѣ съ ними и братьевъ сонерниковъ. Собрались всѣ они въ Вышеградѣ, заняли свои мѣста, и — говорить извѣст- ный отрывокъ чешскаго эпоса — Къ нпмъ тогда княжна въ одеждѣ бѣлой Вышла, сѣла на нрестолѣ отчемъ, На престолѣ оттемъ, въ мавномъ еепмѣ, Вышли двѣ разумный дѣвицы Съ мудрыми судейскими рѣтами; У одной въ рукахъ скрижали правды,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1