Очерк истории русской женщины

— 23 — * У другой же мечъ, каратель кривды, Передъ ними пламень правдовѣстшшъ, А за ними воды очищения. Любуіпа постановляетъ свой приговоръ, а двѣ дѣвы собираготъ голоса народа. Любуша постановляетъ: „по закону вѣчно-живуіцихъ боговъ, братья должны владѣть имѣньемъ вмѣстѣ или раздѣлить его поровну". Болыпинствомъ голосовъ было рѣшено, что они дол- жны владѣть вмѣстѣ. Но въ народѣ оказалась уже партія, стояв- шая за первородство и крайне недовольная женскимъ владыче- ствомъ. „Поднялся лютый Хрудошъ отъ крутой Отавы. — „Весь во гнѣвѣ лютомъ оііъ затрясся, Закипѣла жолчь въ его утррбѣ, И махнувъ могучею рукою, Заревѣлъ къ народу ярымъ туромъ: Горе, горе, молодымъ птенятамъ, Коль эхидиа ііъ ннмъ въ гнѣздо вотрется; Горе мужу, если онъ допустить Управлять собой женѣ строптивой! Мужу должно управлять мужами, Первородному идет® паслѣдство!“ Оскорбленная такимъ протестомъ, Любуша, отказываясь отъ пре- стола, предложила народу выбрать . князя, но народъ объявилъ, что онъ Йризнаетъ. княземъ того, кого она сама выберетъ себѣ въ мужья. Она выбрала Пржемысла, который, по словамъ хроники, „подчинить законамъ народъ необузданный, укротилъ его властью и вмѣстѣ съ Любугаею далъ чехамъ права и законы". Женщина, такимъ образомъ, лишилась политической равноправности съ муж- чиной, какъ это было и въ Полынѣ, гдѣ, при выборѣ князя по- слѣ басноеловнаго Попела, народъ положилъ выбрать того, кто первымъ переправится изъ-за оз. Гопла, — кромѣ женщинъ. Во- двореніе этой патріархальной привиллегированности мужчинъ воз- будило въ женщинахъ сильное недовольство, какъ видно пзъ при- веденной выше легенды о Властѣ. Первоначальная русская исторія представляетъ намъ типическій юбразъ Ольги — этой женщины, бывшей велпкимъ мужемъ своего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1