Очерк истории русской женщины

— 27 — ся. Каждый сынъ, который женится, приводить свою жену подъ отцовскій кровь. Имъ даютъ въ одномъ изъ флигелей отдѣльную комнату, но для всѣхъ, для старыхъ и для молодыхъ, очагъ и столь одинъ. Тамъ раздѣлы неизвѣстны; тамъ дѣды видятъ во- кругъ себя выростающихъ внуковъ. Всѣ члены жпвутъ, какъ рой пчелъ въ одномъ ульѣ“. У нлеменъ, жившихъ подобными семей- ствами, отеческая власть имѣла уже такой абсолютный характеръ, что въ сравненіи съ нею кажется мягкою даже римская patria ро- testas. Отецъ семьи или рода быль государемъ, собственникомъ. судьею и жрецомъ *). Онъ имѣлъ право надъ жизнію и смертью своихъ дѣтей, особенно женскаго пола. Подъ жертвенными ножа- ми отцовъ дѣтская кровь сплошь и рядомъ обагряла собою домаш- ніе алтари славянъ. Родительская власть основывалась не на од- ной только физической сидѣ, но имѣла свойства сверхъ-естествен- наго божественнаго значеиія. Воля отца или матери опредѣляла всю будущность дѣтей. Ихъ благословеніе приносило съ собою все- возможный блага, избавляло отъ всяческихъ бѣдъ, отъ болѣзней, преждевременной смерти, кораблекрушенія. Родительское нроклятіе всемогуще въ такой же степени. Дѣти, проклятыя отцомъ или ма- терью, неминуемо подвергаются ужаснымъ бѣдствіямъ; они дѣла- ются добычею водяныхъ и лѣшихъ. Злое, неосторожно сказанное въ сердцахъ, слово, хотя бы и вовсе безъ желанія, чтобы оно сбылоеь, никогда не останется безъ дурныхъ послѣдствін для про- клятыхъ дѣтей. Самая религія, въ своей первичной формѣ, носи- ла домашній, семейный, родовой характеръ и состояла въ покло- неніи предкамъ. Мифическая личность дѣдушки-домового была глав- нымъ божествомъ семьи, домашній очагъ — его алтаремъ, а отецъ семейства — жрецомъ-жертвоприносителемъ. Въ лицѣ домового че- ствовался начальный основатель рода, первый устроитель домашня - го очага. Каждое семейство, поэтому, имѣло своего бога; каждый домъ славянина, каждая храмина была въ то же врещя и хра- *) Князь значить родоначальник., отецъ семейства и жрецъ (сравни ксенозъ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1