Очерк истории русской женщины

— 28 — момъ для своихъ обитателей. Домовой — это идеалъ патріархаль- наго хозяина , какъ онъ называется еще до сихъ поръ. Онъ за- ботится обо всякой мелочи домашняго обихода, за всѣмъ наблю- даетъ, помогаетъ работниками даже воруетъ изъ чужихъ домовъ въ пользу своего семейства. Когда изъ домочадцевъ кто-нибудь умираетъ, домовой воетъ по ночамъ, выражая тѣмъ свою глубо- кую печаль о такомъ семейномъ горѣ. Но въ то-же время, какъ настоящій грубый патріархалъ, онъ требуетъ отъ семьи и почте- нія и всякаго уваженія, иначе, становится злымъ и мстйтельнымъ . Иногда онъ даже ни съ того, ни съ сего вдругъ начинаетъ са- модурить, проказить , дѣлать разеыя пакости и подрывать бла- госостояніе дома. Независимо отъ культа домовому, у славянъ до сихъ поръ сохраняются еще довольно крупные остатки ихъ пер- вобытнаго ноклоненія всѣмъ вообще своимъ умершимъ родственни- камъ. Во всѣхъ почти нашихъ губерыіяхъ до сихъ поръ въ из- вѣстное время совершаются въ разныхъ формахъ праздники въ честь мертвыхъ, которыхъ угощаютъ не только на ихъ могилахъ, но и устрояютъ для нихъ дома обѣды, на которыхъ они будто бы невидимо приеутствуютъ. Тоть же семейный, патріархадьный характеръ мы видимъ и въ общенародныхъ божествахъ. Главнымъ сюжетомъ этой общественной религіи и соединенныхъ съ нею об- рядовъ служитъ бракъ Неба съ Землею, причемъ послѣдняя по- чти вовсе теряетъ свой древній, самостоятельный характеръ и яв- ляется только патріархальною матерью, оплодотворяемою отцомъ — Небомъ. „Не земля родитъ, а небо“, гласитъ народная посло- вица, выражающая собою идею полнаго преобладанія въ религіи патріархально-отцовскаго принципа надъ материнскимъ. Вся твердь небесная, всѣ свѣтила являются въ этомъ ші росозерцаніи одною громадною семьею — Красно соднце — то хозяинъ въ дому, Свѣте.гь мѣсяцъ — то хозяйка въ дому, Часты звѣзды — то малы дѣтушки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1