Очерк истории русской женщины

мыя нашимъ лѣтописцемъ объ этой первичной формѣ заключеяія брачнаго союза, далеко не отличаются полнотою и точностью. Не- сторъ говорить, что женихи умыкали невѣстъ, которыхъ они предварительно подговаривали и которая сами соглашались на такое похищеніе. Но тѣ же лѣтописи свидѣтельствуютъ, что этотъ обычай далеко не былъ всеобщимъ, а исішочительнымъ, и что какъ дѣвушки, такъ и замужнія женщины рплошь и рядомъ умы- кались и содержались въ брачной неволѣ безъ всякаго съ ихъ стороны согласія. Упоминаемая, Несторомъ форма умыканія была уже значительнымъ смягченіемъ въ исторіи брачнаго союза, кото- рый сначала всегда основанъ на, насиліи, на побѣдѣ жениха надъ невѣстой, а иногда и наоборотъ. Эта форма, развивающаяся вслѣдствіе усиѣшной борьбы первобытной женщины за свою неза- висимость, является уже переходною ступенью къ браку, какъ къ свободному союзу двухъ независимыхъ личностей. Такое насиль- ственное, повидимому, умыканіе даже болѣе прогрессивно, чѣмъ смѣ пившая его совершенно мирная купля-продажа невѣсты. Мы можемъ составить себѣ ясное представленіе о первичной формѣ брака, основаннаго на разбойничьемъ захватѣ невѣсты же- нихомъ ея. Народный пѣсни и свадебные обряды даютъ намъ много драгоцѣнныхъ матер^іяловъ, изъ раціональной группировки которыхъ можно составить довольно полную картину древней рус- ской свадьбы. Наѣзды жениховъ для умыканія дѣвушекъ сопровождались пе- рѣдкѳ грабежомъ, раззореніемъ жилья, полономъ всего семейства, покореніемъ всего невѣстяна рода. Эта первобытная форма брака до сихъ поръ существуетъ еще у нѣкоторыхъ славянскихъ пле- менъ, у черногордевъ, сербовъ и болгаровъ. Въ Болгаріи и Сер- бш молодежь охотно идетъ на умыканіе. Юнаки умыкатели, или отмичари , , собираясь на похищеніе дѣвушки, вооружаются, какъ въ походъ, подкарауливаютъ ее и умыкаютъ. Иногда они напа- дают ъ на домъ дѣвицы, завязываютъ настоящій бой, и на вы- стрѣлы сбѣгается все село съ ружьями, пистолетами и кинжала-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1