Очерк истории русской женщины

молодыхъ, причинивъ нмъ какое-нибудь существенное зло. Эта боязнь чаръ, эта крайняя подозрительность при свадьбахъ, легко объясняемый тогдашнею враждебностью родовъ, сдѣлали присут- ствіе на свадьбѣ колдуна столь-же необходимым^ какъ и присут- ствіе свиты жениха. У донскихъ казаковъ, напр., вѣдунъ, забла- говременно пріисканный дружкой, не отлучался отъ жениха до окончанія брака, наблюдая, чтобы на порогахъ и на притолкахъ не было чародѣйства и чтобы въ пищу и питье не примѣшалъ кто-нибудь порчи. Само собою понятно, что набѣги съ цѣлью умыканія невѣстъ не всегда оканчивались удачно для жениха и его нособниковъ. Есть много свадебныхъ обрядовъ, показывающихъ, что часто на- бѣгъ жениха, встрѣченный достаточнымъ отпоромъ со стороны ро- дичей невѣсты, оканчивался полюбовною сдѣлкою съ послѣдними. Въ Саратовской губерніи, напр., дружка сначала ссорится и даже дерется съ братомъ невѣсты, охраняющимъ ее, а потомъ мелсду ними начинаются переговоры, кончающіеся продажею дѣвушки. Въ другихъ мѣстахъ по обѣ стороны невѣсты сидятъ два маль- чика съ палками, изображающими мечи. Когда женихъ прибли- жается къ невѣстѣ, то они начинаютъ бить его и дружку. Дружка вынимаетъ деньги и даетъ имъ. Начинается ряда, и не- вѣсту запродаютъ. По нѣрѣ ослабленія. междуродовой вралгдеб- ности, по мѣрѣ умиротворенія земли, бракъ постепенно переходилъ изъ своей разбойничьей формы умыканія въ мирную форму купли- продааш, которая удержалась вплоть до нашего времен^. Же- нихъ вездѣ называется купцомъ, а невѣста — товаромъ, и смо- трины есть ничто иное, какъ . осмотръ этого товара покупателями, т. е. женихомъ и его родственниками. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ невѣсту выводятъ на средину избы и сажаютъ на скамейку. Женихъ и его родственники подходятъ и осматриваютъ ея лицо, шею, уши, руки, и если это бываетъ вечеромъ, то. со свѣ- чею въ рукахъ. Затѣмъ, какъ и при продажѣ всякаго дру- гого товара, бьютъ по рукамъ, проеватываютъ, или, по выраже-,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1