Очерк истории русской женщины

— 38 — снохачествѣ, какъ въ ноловомъ, такъ и во всѣхъ другихъ отно- жепіяхъ, главнымъ и непосредственнымъ владыкою жены былъ мужъ. Власть его была или, но крайней мѣрѣ, стремилась быть столь же абсолютною, какъ и власть отца. Еще женихъ облекал- ся званіемъ родоначальника и былъ дѣйствительнымъ княземъ по отношенію къ своей невѣстѣ и будущему потомству *). Рабское положепіе жены выражалось во многихъ обрядахъ, до сихъ лоръ уцѣлѣвіпихъ въ свадебныхъ церемоніяхъ простонародья. Женихъ послѣ вѣнчанія получалъ плеть отъ отца невѣсты и трижды билъ ею новобрачную въ знакъ своей власти надъ вею. Самая плеть называлась державою. Унизительный обрядъ разуванія жениха невѣстою при брачномъ ложѣ, причемъ въ одномъ сапогѣ ново брачнаго лежали деньги, а въ другомъ плетка, — этотъ обрядъ, существующей до сихъ поръ и у русскихъ, и у инородцевъ фин- скаго племени, и у галиційскихъ русиновъ, имѣетъ тысячелѣтнюю древность и служить вы; яженіемъ вполнѣ рабской покорности жены своему властителю. Жена прежде всего дожна быть пассив- нымъ орудіемъ, удовлетворяющимъ похоть мужа и производящею потомство. Самое слово жена, по санскритски дэюана, собственно значить рождающая, отъ джан — рождать. Затѣмь жена — ра- ботница или, по нозднѣшпему выраженію, хозяйка семьи, верхов- нымъ повелителемъ которой является ея мужъ. Она — собствен- ность Мужа и послѣдній тщеславится ею точно также, какъ ка- кою-нибудь дорогою вещью. Герои нажихъ эпическихъ пѣсенъ нерѣдко, подгулявши на веселомъ пиру, начинаютъ превозноситься другъ передъ другомъ разнымъ своимъ пмуществомъ — Иной хвастаетъ коньмн добршш, Другой' хвастаетъ золотой казной, Третін хвастаетъ молодой женой. Въ качествѣ абсолютнаго владыки, власть котораго основана О Князь значить собственно родоначальнпкъ; поэтому новобрачные и назы- ваются княземъ и гнягипею, какъ основатели новаго рода или семейства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1