Очерк истории русской женщины

— 41 — тели сплошь и рядомъ выдавали дочерей еще въ дѣтствѣ, и мужья такимъ образомъ имѣли полную возможность воспитывать ихъ въ понятіяхъ и чувствованіяхъ безотвѣтнаго рабства. Бракъ въ первобытной жизни считался необходимымъ условіемъ для человѣческаго благоденствія, а многочисленное и хорошее потомство — небеснымъ благослрвеніемъ. Сыновья нужны патріар- халу не только въ земной жизни, какъ помощники, работники, защитники семейства, но и въ загробной, какъ кормители душъ своихъ умершихъ предковъ, какъ приносители искупительныхъ жертвъ за нихъ. Жена и мужъ также необходимы другъ другу въ загробной жизни, которая, по первобытному представлен®, есть ничто иное, какъ продолженіе настоящей. Поэтому въ древ- ности людей, умершихъ холостыми, вѣнчали при погребеніи съ людьми живыми, которые, послѣ своей смерти, и соединялись съ супругами въ „мѣстѣ злачнѣ“. У славянъ мужчину,, умершаго холостыиъ, женили по смерти, и находились женщины, которыя охотно обрекали себя на сожженіе вмѣстѣ съ трупомъ женивша- гося. По вѣрованію малороссовъ, умирающимъ безъ пары нѣтъ мѣста на томъ свѣтѣ, и до сихъ поръ въ нѣкоторыхъ мѣстно- стяхъ Малороссіи похороны парней, особенно дѣвушекъ, походятъ на свадьбу. По смерти дѣвушки, для нея на тотъ свѣтъ назна- чается женихъ, который провожаетъ покойницу до могилы и счи- тается зятемъ въ семействѣ умершей. Вдовы въ древности также сплошь и рядомъ кончали самоубійствомъ и сгорали на кострѣ вмѣстѣ съ трупами своихъ мужей. Жизнь вдовы была чрезвычайно тягостна и бѣдственна и, кромѣ того, по вѣрованію руссовъ, жен- щина могла войти въ рай не иначе, какъ только вмѣстѣ съ своимъ мужемъ; поэтому, рѣдкія женщины переживали своихъ мужей и погибали на погребальныхъ кострахъ совершенно добровольно, какъ утверждаютъ иностранные свидѣтели, хотя нужно предполо- жить, что этотъ убійственный обычай, какъ и въ Индуетанѣ, не оставался безъ реакціи со стороны русскихъ женщинъ и поддер- живался главнымъ образомъ эгоизмомъ мужчинъ, нуждавшихся въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1