Очерк истории русской женщины

_ 44 — въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ архангельской губерніи, напр., за- мужнія женщины нерѣдко совершаютъ дѣтоубійство единственно изъ страха родить строгому мужу ребенка женскаго нола. (Йапро- тивъ того, матерая вдова, какъ женщина достойно выполнившая свое назначеніе, дѣлалась главою семейства, сашостоятельнымъ и правоспособнымъ лицомъ въ обществѣ? Развитіе родовой патріархальной системы порабощало женщину и непосредственно, и посредствомъ того народнаго міросозерцанія, которое всегда развивается вмѣстѣ съ этой системой. Идея под- чиненности женщины и низшей степени ея природы естественно воз- никаетъ и входите въ полную силу тамъ, гдѣ дѣятельною лич- ностью и владыкою старается быть только одинъ мужчина. Жен- щина въ патріархальномъ быту должна быть пассивною самкой и рабыней, но такъ-какъ она никогда вполнѣ не мирится съ этимъ положеніешъ и, въ той или другой формѣ, заявляетъ свою человѣческую личность, не имѣя въ то же время достаточно силы, на которой въ первобытной жизни основывается всякое право и которая доставляете уваженіе, то, по мѣрѣ развитія патріархаль- ныхъ принциповъ, значеніе женщины постепенно падаете: она дѣлается существомъ слабымъ и презираемыми. Это дикое пре- зрѣніе къ женскому полу всегда было особенно сильнымъ у ино- родческихъ племенъ алтайской расы и, при сліяніи съ ними русскаго народа, постепенно переходило къ нему вмѣстѣ съ обы- чаями, утварыо, легендами, мифами. Еще въ то время, когда обры завоевали славянъ, азіятское презрѣніе къ женщинѣ высказалось въ такой формѣ, которая долго возмущала собою народную память и воспоминаніе о которой занесено въ лѣтоцись. Обры не ѣздили ни на лопіадяхъ, ни на волахъ, а непремѣнно на славянскихъ женщинахъ, запрягая ихъ по-три и по- четыре въ телѣгу. Фи- зіологическія отправленія менструаціи и выдѣленія при родахъ — у всѣхъ дикарей рождаютъ идею о пошлости и нечистотѣ женской природы. Нечистоплотность дикарскихъ женщинъ, ведущая за собою болѣзненпые припадки у мужчинъ послѣ извѣстнаго акта,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1