Очерк истории русской женщины

— 45 — еще болѣе усиливаетъ такое воззрѣніе на женщину, которое, безъ сомнѣнія, развилось у русскихъ самостоятельно и чрезвычайно усиливалось подъ вліяніемъ сливавшихся съ ними азіятекихъ племенъ. Но у этихъ инородцевъ женщина, въ извѣстныя намъ историческія времена, вовсе не имѣла того высокаго значенія, какое приписывали ей германцы и славяне, „видѣвшіе въ ней нѣчто священное", высшую силу вѣщей мудрости. Благодаря этой вѣщей силѣ,' женщина въ первобытной славянской жизни далеко не находилась въ тошъ унизительномъ состояніи, въ какомъ мы видимъ ее въ послѣдующую эпоху. Но при развитіи презрѣнія къ женщинѣ, какъ къ существу нечистому, при утвержденіи пат- ріархальной системы, порабощавшей ее, женщина естественно ока- зывала сопротивленіе ^рабовладѣльческимъ тенденціямъ мужчины; она боролась съ нимъ, и главными орудіями были для нея: Хит- рость, вѣдовское искуство, смертоносный зелья. Въ умѣ патріар- халовъ, поэтому, она постепенно превращалась въ представитель- ницу злого начала, въ нечистое существо, къ которому особенно благоволитъ нечистая, дьявольская сила. Мифическій змѣй, какъ извѣстно, особенно падокъ до жешцинъ: онъ соблазняетъ пхъ, живетъ съ ними, награждаетъ ихъ богатствомъ, и при этомъ овладѣваетъ ими не всегда насильно, а нерѣдко привязываетъ ихъ къ себѣ любовью. Дѣшій также любитъ женщинъ, похищаетъ ихъ и заставляетъ жить съ собою въ любовномъ союзѣ. Отъ существа, которое встунаетъ въ такія интимныя связи съ нечи- стою силою, нечего ждать добра. И древняя вѣщая женщина превращается въ злую вѣдьму, въ орудіе злыхъ духовъ, дѣй- ствующихъ на пагубу рода человѣческаго. Вѣдьяа мѣшаетъ пло- дородно земли и женщинъ, воруетъ дождь и росу, насылаетъ бури и болѣзни, травитъ людей, превращаетъ ихъ въ животиыхъ и т. д. Этихъ вѣрованій отнюдь нельзя приписывать одному только вліянію византизма; они возникли задолго до него и не- рѣдко подвергали женщинъ ужаснымъ гоненіямъ, благодаря въ особенности инсинуаціямъ волхвовъ, боровшихся съ вѣдуньями, какъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1