Очерк истории русской женщины

II. Патріархальные родовые принципы, коТорыхъ мы уже косну- лись въ предыдущей главѣ, напіли въ русской землѣ такую удоб- ную почву для своего полнаго развитія, какой они не имѣли ни- гдѣ въ 'западной Европѣ. Втеченіи нѣсколькихъ столѣтій, благо- даря выгоднымъ для нихъ историческимъ условіямъ, они пустили такіе глубокіе корни въ народной жизни, что Русь XYI и XYII столѣтій является обществомъ столь-же патріархальнымъ, какъ Японія, Китай, патриціанскій Римъ и т. д. Мало того, даже въ настоящее время эти- принципы безусловно заправляютъ семей- ною и общественною жизпію нашего крестьянства, мѣщанства, ку- печества и духовенства. Въ западной Европѣ, начавшей свое раз- витіе подъ вліяніемъ римской цивилизаціи, послѣдняя эпоха ко- торой была ознаменована разложеніемъ архаическаго семейства и почти совершеннымъ паденіемъ патріархальныхъ началъ его, — въ западной Европѣ очень рано начала развиваться человѣческая личность и родовые принципы были не въ силахъ удерживать ее въ полномъ порабощеніи, тѣмъ болѣе, что этому препятствовалъ и антисемейный духъ католической религіи. У пасъ же дѣла шли иначе. Русскіе смѣшивались не съ цивилизованными римлянами, а съ полудикими азіятскими патріархалами. Меря, чудь, мурома, по- ловцы, берендѣи, монголы, татары и другія инородческія племена

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1