Очерк истории русской женщины

— 49 — родство на одномъ мѣстѣ, принуждало жить въ одномъ дворѣ цѣ- лыя племена: „живяху кождо съ своимъ родомъ". У людей за- житочныхъ, въ составь такого семейства, кромѣ кровныхъ его род- ственниковъ, -входило еще много постороннихъ лицъ — рабовъ, хо- лоповъ, кабальниковъ, призрѣваемыхъ вдовъ и сиротъ. Знатные господа, кромѣ цѣлой орды слугъ, имѣли еще особыхъ тѣлохра- нителей, вооруженныхъ луками, стрѣлами и самопалами, въ татар- скихъ піалкахъ, въ бѣлыхъ и сѣрыхъ епанчахъ. У людей, имѣвг шихъ домовыя церкви, жили на дворѣ дьячокъ и священникъ, ко- торый считался также какъ бы членомъ хозяйскаго семейства. Дворъ, населенъ-ли онъ былъ семьею, въ тѣсномъ значеніи это- го слова, или лее родомъ, состоявшимъ изъ нѣсколькихъ родствен- ныхъ семей, подчипенныхъ старѣйшему лицу, — принадлежалъ ли онъ бѣдному земледѣльцу, богатому купцу или же роскошному и «ильному вельможѣ, — во всякомъ случаѣ дворъ представлялъ изъ себя какъ бы отдѣльное царство, находившееся подъ абсолютною властью своего родоначальника или отца, который дѣйствительно и назывался іосударвт. Отеческая власть въ древней Россіи и по закону, и на лрактикѣ, и по народному воззрѣнію, и по уче- •нію церкви — была почти безграничною. Впродолженіе вѣковъ наши предки употребляли всѣ усилія, чтобы утвердиться самодержцами въ своихъ семействахъ; впродолженіе вѣковъ ихъ поддерживали въ этомъ стремленіи проповѣдники византійской школы, которые, ■опираясь на патріархальные идеалы семейной жизни, превращали родительское самодержавіе въ религіозную обязанность для кажда* го отца или родоначальника. Въ церковной проповѣди, въ домаш- них ъ бесѣдахъ, во множествѣ поучительныхъ сочиненій, изъ ко- торыхъ постепенно формировался „Домострой", отцу внушалось, что онъ „государь", „настоятель", „игуменъ", „апостолъ" своего дома, что онъ одииъ за всѣхъ домочадцевъ дастъ отвѣтъ въ день страшнаго суда ?і что, поэтому, онъ долженъ руководить всѣми чле- нами семейства, направляя ихъ дѣйствія къ одной, предначертан- ной имъ цѣлп. Его воля должна быть закономъ для дѣтей, ко- Очеркъ пет. русск. женщины. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1