Очерк истории русской женщины

она стояла даже ниже тогдашней Турціи (Мордовдевъ, о Школьн. книг. XVII в., 81—84). Какъ въ Китаѣ, развитіе семейныхъ добродетелей по идеаламъ „Домостроя" было главною дѣлью древнерусскаго воспитанія. Первымъ и, въ болыпинствѣ случаевъ, даже единственными воспитателемъ своихъ дѣтей былъ самъ отецъ. Страхъ былъ основою этой грубой педагогической системы и самое воспитаніе до такой степени отожествлялось съ побоями, плетыо и розгами, что называлось наказаміемъ. Всѣ домостройныя сОчи- ненія *) рекомендовали непремѣнно дѣйствовать на дѣтей посред- ствомъ запугиванья. Внимайте словамъ моимъ учнтельскимъ, Да не будете повинны ранамъ мучительскнмъ, • говорить, обращаясь къ‘ дѣтямъ, одно старинное педагогическое стихотвореніе. Панегириками розгамъ, плети и палкамъ наполнены всѣ подобный сочиненія.. Они проповѣдуютъ, что безъ розги нѣтъ спасенія, что сѣчь дѣтей розгами велитъ самъ духъ святой, что .только розга ведетъ дѣтей прямымъ путемъ на небо, что розга остритъ умъ и возбуждаетъ память. Цѣлуйте розгу, бичь и жезлъ лобзайте, Та суть безвинна, тѣхъ не проклинайте, восклицаетъ одна азбука XVII ж Другой азбуковникъ даже обращается къ Богу съ молитвою объ изобильномъ урожаѣ ро- зогъ, — Благослови, Боже, опыя лѣса, Иже розги добрыя родятъ, на долги времена! Въ многочисленныхъ наставленіяхъ отдамъ, какъ они должны учить дѣтей и устроять домъ свой, этотъ дуХЪ непреклонной *) До сильверстовскаго «Домостроя> и поёлѣ него въ напіей лнтературѣ било множество сочшіеній въ томъ же родѣ, преимущественно нереводныхі н компи- лятивныхъ. Они успѣшпо распространялись въ публпкѣ, заучивались наизусть if входили въ составь того патріархальнаго міросозерцанія, которое нопъ Силь- верСт.ъ изложилъ въ своемъ <Домостроѣ>.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1