Очерк истории русской женщины

— 53 — строгости и безсердечной жестокости доходитъ до крайности) По- ученія эти заимствованы большею частью изъ византійскихъ источ- никовъ; но русскіе переводчики и составители ихъ обыкновенно пропускали всѣ тѣ мѣста греческаго подлинника, въ которыхъ говорится о любви къ дѣтямъ, о кроткомъ обхожденіи съ цими, о любезномъ обращеніи отца семейства со всѣми домочадцами (Лаврове кій, Памяти, старин, воспитанія, 18). Они выбирали только тексты, толкующіе о необходимости суровой строгости и совѣтующіе отцу „не щадить жезла“, „сокрушать ребра", „уча- щать раны“, „держать имя свое грозно Въ дѣлѣ воспитанія и домоправленія „первая вещь есть жезлъ, его же потребу самъ Богъ всемогущій показалъ есть“, говорится въ поученіяхъ. „Не ослабляй ударовъ надъ младенцемъ, учитъ „ Домострой “ , — ибо если ты учишь его жезломъ, то онъ не умретъ, а только здоро- вѣе будетъ; бія его по тѣлу, ты избавляешь тѣмъ его душу отъ смерти. Изъ любви ісъ сыну, учащай ему раны, чтобы послѣ по- радоваться о немъ. Наказывая его въ младости, ты будешь весе- литься о немъ въ его мужествѣ, и среди знакомыхъ можешь по- хвастаться имъ и враги твои позавидуютъ тебѣ. Не давай ему власти въ юности, но сокрушай ему ребра, пока опъ растетъ. На дочь положи грозу свою— -и сохранить ея тѣлесиую чистоту; пусть будетъ. послушна и не имѣетъ своей воли". Та же палочная си- стема рекомендуется по отношенію къ женѣ, рабамъ и рабынямъ, которыя, по Домострою, „Богомъ созданы суть и намъ отъ Бога поручены на послугу". „Домострой" и- другія поучителышя сочи- ненія запрещаютъ даже сильно любить дѣтей, потому-что неуве- ренная любовь къ нимъ такт, же пагубна, какъ и „вино безмѣрно піемое". Не. любовь, а страхъ долженъ лежать въ основѣ отно- іпеній отца.къ дѣтямъ. Ему запрещается далее играть и шу- тить съ ними. „Накажи чадо, и удивитъ тя; не играй съ нимъ, да, не сотворнтъ печали; не смѣйся съ нимъ, да не поболипіи о немъ “ . При всемъ томъ, что большинство подобныхъ правилъ и на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1