Очерк истории русской женщины

61 — былъ смыслъ к характеръ нашего народнаго представительства, втечепіе всего древняго періода нашей исторіи, и на вѣчахъ, и на сборахъ, и на мірскихъ сходкахъ: „что старѣйшіе сдумаютъ, на томъ и меныиіе станутъ“ . Тотъ же семейный, родовой харак- теръ носила и личная княжеская власть. Рюриковекій родъ отно- сился къ русской зешлѣ, какъ къ своей родовой собственности, точ- но такъ же, какъ крестьянское семейство относилось къ своему хо- зяйству. Родовыя княжескія междоусобицы кончились основаніемъ царской власти, отеческой власти, единой для всѣхъ дѣтей рус- ской земли. „Идеалъ родительской опеки былъ основателемъ и устроителемъ всего нашего быта“, говорить Забѣлинъ въ прекрас- номъ введеніи къ своей книгѣ о бытѣ русскихъ царицъ. „По этому идеалу создалось наше общество и государство. По этому идеалу наше общество представлялось совокупностью семьи или род- ни, такъ-что его разряды и ступени, особенно низменные, иначе и не представлялись, какъ малолѣтними, и постоянно обозначались именами родства, какъ, напримѣръ, отроки, пасынки, дѣтскіе, молодежь. Самые низменные въ общественномъ смыслѣ именовались сиротами, т. е. людьми несчастными въ смыслѣ родства, а ста- ло-быть и въ общественномъ смыслѣ, каково было вообще неслу- жилое замледѣльческое и промышленное сословіе, необладавгаее властнымъ полоЖеніемъ въ обществѣ". На всѣхъ проявленіяхъ об- щественной жизни лежалъ родовой, семейный характеръ. Отеческая власть была прототипомъ всякой власти, а семейство — прототи- помъ государства. При такихъ порядкахъ для женщинъ возможно было только одно состояніе — состояпіе полнаго рабства. Родовое начало, какъ увидимъ, совершенно отрицало въ жеищинѣ личность и дѣлало ’ ее пассивнымъ орудіемъ рода. Вторымъ, не менѣе сильнымъ фак- торомъ этого порабощенія женщины былъ византизмъ. $

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1