Очерк истории русской женщины

III. оцзантизмъ наложилъ на всю древнерусскую жизнь печать мрачной, суровой замкнутости. Русь представляла собою картину обширной, необработанной и бѣдной страны, населенной невѣже- ственными обитателями; не было въ ней ни университетовъ, ни школъ, ни медиковъ, ни юристовъ, ни ученыхъ, ни поэтовъ; про- изведенья искуствъ не украшали собою русской почвы, свобод- ное мышленіе считалось престуяленіемъ, Европа — • страною отвер- женныхъ еретиковъ. Зато безчисленное множество юродивыхъ, бла- женныхъ, кликушъ и божіихъ людей всякаго рода снуетъ по всѣмъ направленіямъ русской земли; длинныя ’вереницы пилигримовъ, знахарей и кудесниковъ блуждаютъ изъ одного конца страны въ другой, милліоны нищихъ осаждаютъ монастыри, паперти цорк- квей и двери всякаго заяситочнаго дома; колокольный звонъ днемъ и ночью; всюду запахъ ладона. Это европейскій Тибетъ, для которого идеаломъ жизни служить сподвижничество, и въ которомъ пустыня считается земнымъ раемъ., Малолѣтніе дѣти отъ родителей, жены отъ мужей, мужья отъ женъ, юноши отъ своихъ невѣстъ, — всѣ стремятся въ монастырь или въ пустыню на подвиги, достигая посредствомъ ихъ святости. Начи- ная почти съ самого введенія христіансгва, въ обществѣ разви- вается убѣжденіе, что живя въ мірѣ и имѣя семейство, спастись невозможно.; Обѣтъ цѣломудрія и отрѣченія отъ міра считается обя-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1