Очерк истории русской женщины

— 63 — зательнымъ для каждаго, желаюіцаго быть полнымъ, истиннымъ христіаниномъ! Но такъ-какъ невозможно было всѣхъ сдѣлать мо- нахами и запереть въ монастыри, то каждый старался ввести мона- стырскую жизнь въ свой домъ и до извѣетной степени подчинить семейство правиламъ монастырскаго устава, у „Домострой" не даромъ говоритъ домовладыкамъ, что они „игумены домовъ своихъ". Эти „игумены", подъ руководствомъ своихъ духовниковъ, которые ока- зывали самое дѣятельное вліяніе на ходъ домоправленія и которымъ даже сами „игумены" кланялись обыкновенно до земли, — вводили въ своихъ семействахъ такіе порядки, которые могли помирить съ семейною жизнью даже аскетическаго врага ея, если только въ немъ не умерли еще всѣ общественный чувства. „Домострой" предписы- ваетъ каждому православному „по_ вся дни утромъ вставъ, Богу молитися и отпѣти заутреню и часы, а въ воскресенье и нраздникъ молебенъ и святымъ кажденіе. Вечеромъ же отпѣти вечерню, пове- черницу, полунощницу съ молитвами и поклонами". Послѣ этой вечерней службы „отнюдь не нити, ни ѣсти, ни молвы творити. А ложася спать, три поклона въ землю положим. А въ полунощи всегда тайно вставъ, со слезами прилежно Богу молитися елико вмѣстимо. Всегда четки въ рукахъ держати и молитву іисусову во устахъ непрестанно имѣти, и въ церкви, и дома, и въ торгъ ходя, и стоя, и сѣдя, и на всякоір> мѣстѣ." Принимаясь за какое-нибудь дѣло, уходя за чѣмъ-нибудь изъ дому, садясь за • обѣдъ и ужинъ, должно „устроивъ себя, прежде святымъ по- клонимся трижды въ землю, проговорить „достойно" да молитву * іисусову да благословиться у настоятельству ющаго “ , и потомъ уже приступать къ дѣлу. Водворяя въ домѣ эти и многіе дру- гіе моиастырскіе обряды, „Домострой" старался поселить въ немъ и монаетырскій духъ, проповѣдуя безусловное пбслушаніе домо- владыкѣ-игумену, запрещая всякія игры и. забавы, предписывая домочадцамъ „имѣть душевную чйетоту, тѣлесное безстрастіе, по- ходку кроткую, голосъ умѣренный, слово благочинное; передъ старшими хранить молчаніе, сильнымъ оказывать повиновеніе, не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1