Очерк истории русской женщины

— 67 — ней. Нѣкоторые' монастырскіе уставы’ не дозволяли имѣть въ мо- настырѣ даже животныхъ женснаго пола, а „Стоглавъ" нашелъ со- блазнительнымъ и запретили обычай погребать вмѣстѣ на одномъ и томи лее монастырскомъ кладбищѣ покойниковъ обоего пола. Русская, какъ и всякая натріархальная жизнь, выработала много самыхъ невыгодныхъ понятій о низкости и злостности женской природы. Она освятила эти понятія своими авторитет они и, поль- зуясь греческими источниками, развила и насадила въ рус- кои землѣ цѣлую доктрину „о женской злобѣ “ . Русскіе мо- ралисты, нрезиравшіе даже тѣхъ греческихъ мыслителей, кото- рыхъ уважали отцы ихъ церкви, въ своихъ нападкахъ на жен- щину извлекали матерьялы не только изъ Оираха, Соломона, Златоуста, изъ аскетическихъ сочиненій, но не брезговали даже Эвршшдомъ, Пифагоромъ, Діогеномъ и другими представителями „ лжеименной эллинской мудрости “ , выбирая все, что находили противъ женщинъ, и оставляя въ сторонѣ хорошія ннѣнія о нихъ. ^ Златоуста, наир., есть не мало мѣстъ, въ которыхъ „ этотъ ораторъ относится къ женщинамъ очень благосклонно; но наши составители „Пчелы", „Притчи о женской злобѣ“ и дру- гихъ нодобныхъ сочиненій оставляли эти мѣста безъ вниманія и выбирали только желчныя нападки Златоуста на развращенныхъ и безнравственныхъ матронъ современной ему Византіи. Однако, дѣлая уступку здравому смыйлу, далее и пресловутый „До- мострой счелъ нужнымъ посвятить цѣлую главу „ похвалѣ женами , наполненную разными текстами и изображающую идеалъ супруги въ восточно - патріархальномъ .вкусѣ. Но восторгаясь своимъ идеаломъ , онъ ■ проповѣдывалъ , что „добрыхъ женъ“ почти вовсе не встрѣчается въ жизни и что женщины вообще несравненно ниже мужчины во всѣхъ отношеніяхъ. „Умъ женскій не твердъ, аки храмъ непокровенъ; аки оплотъ неоконанъ до вѣ- тру стоитъ, такъ и мудрость женская до прелестнаго глаголанія и до сладкаго увѣщанія ^тверда есть. Немощнѣйшіе суть разумы женскіе: въ нечувственныхъ (т. е. въ сверхъестественномъ ) ничто- 5 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1