Очерк истории русской женщины

- 69 — смрадный, первый врагъ, пустота дому. Лучше видѣть въ дому своемъ вола, нежели жену злообразную. Лучше лихорадкою болѣть, нежели женою обладаемому быть: лихорадка потрясетъ, да и от- пуститъ, а злая жена до смерти изсушитъ. У одного человѣка умерла жена злая. Онъ же сталъ продавать дѣтей, а люди кля- нутъ его за это. Онъ же сказалъ: боюсь, чтобы дѣти не были въ свою мать, — выростутъ,- такъ и меня самого ^...^дугь. Яѣк- то плакалъ о женѣ, приговаривая: не объ згой плачу, а о томъ, если и другая будетъ такая же. Нѣкто убилъ свою жену, пото- му что была зла, и сваталъ за себя другую, но ему сказали: какъ же мы за тебя отдадимъ, когда ты убилъ первую жену. Онъ же отвѣчалъ: если такова же будетъ и другая и третья, то и ихъ убыо!.. Жена злая' кротима высится, а біема бѣсится. Если ИіМѣетъ мужа боярина, то не перестаетъ день и ночь острить слова на убійсгво, какъ Иродіада; если имѣетъ мужа убогаго, то на гнѣвъ и ссору поостряетъ его. Если вдова, то сама собою всѣхъ укоряетъ и истязаетъ. Всякаго зла злѣе злая жена. И Бога не боится, и священника не усрамляется, и сѣдины не но- читаетъ. Если и убога, то злобою- богата. Всякаго укоряетъ и осуждаетъ, клянетъ и попираете." Вся эта брань, эти притчи, эти глупые анекдоты живо рас- пространялись въ народѣ и, встрѣчая самый благосклонный нрі- емъ у натріархальныхъ обитателей „темнаго царства", сливались съ тою „народною мудростью", которая, въ свою очередь, клей- мила женщину ничѣмъ не хуже мрачныхъ оріенталовъ и ихъ вѣрныхъ русскихъ послѣдователей. Народныя пословицы относятся къ женщинѣ такъ же враждебно, какъ и древніе моралисты- книжники. „Отъ нашего ребра намъ не ждать добра. — Баба да бѣсъ, одинъ у нихъ вѣсъ. — Кто бабѣ повѣритъ, трехъ дней не проживете. — Собака умиѣй бабы, на хозяина не лаете. — Передъ злой женой — сатана младенецъ непорочный. — Дважды жена яйла бываете, какъ въ избу введуть, да какъ вонь по- несутъ. “ Во всѣхъ этихъ пословицахъ вліяніе Востока оче-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1