Очерк истории русской женщины

70 видно; очень мнопя ихъ нихъ — • ничто иное, какъ переведенный народнымъ я'знкомъ изрѣченія „Пчелы", „Притчи о женской злобѣ “ и друг ихъ подобныхъ сочиненій. Восточное умонастрое- ніе противъ женщины господствовало во всѣхъ классахъ народа и разбивало всѣ сомнѣнія въ своей справедливости. Памятникошъ этихъ неудачныхъ сомнѣній служитъ „Притча о женской злобѣ", изложенная въ формѣ спора отца съ сыномъ. Отецъ собираетъ все, что говорилось тогда худого о женщинѣ, онъ осыпаетъ ее бранью, клейяитъ презрѣніемъ, старается убѣдить сына въ низ- кости и сатанинской злостности женской природы; сынъ же робко и боязливо защищаетъ женщипу, опираясь главнымъ образомъ на изрѣченія евангелія, но въ кондѣ кондовъ вполнѣ соглашается съ отцомъ, убѣжденный его аргументами, и высказываетъ одну только надежду, что Богъ дастъ ему все-таки хорошую жену; но отецъ старается разбить и эту надежду, замѣчая, что „въ иы- нѣшнихъ лѣтахъ развѣ едина жена изъ тысячи таковая, яко гла- голеши, обрящется". Убѣжденные въ исконной злобѣ женщины, въ ея нечистотѣ, въ ея наклонностяхъ ко всякому грѣху, наши предки не только поддерживали древнее вѣрованіе въ тѣсную связь женщины съ демонскимъ міромъ, но и развивали его. Старинныя легенды то-и-дѣло разсказываютъ о женской бѣеноватости, о любовной связи чертей съ женщинами, и т. п. Такъ, напр., къ женѣ муронскаго князя Пав- ла постоянно леталъ, въ образѣ змія, дьяво.тъ . Такъ въ окрест- ностяхъ Устюга къ дочери одного священника, Ооломоніп, вскорѣ послѣ выхода ея замужъ, навязался дьяволъ; „пришелъ къ ней звѣрскимъ образомъ, мохнатый, съ когтями, и ляже къ ней на одръ и оскверни ее блудомъ... И съ того дня окаянпіи демони начаша къ ней приходити, кромѣ великихъ праздниковъ, по пяти и по шести человѣческимъ зракомъ, яко прекрасные юноши, и тако пападаху на нее и оскверняху ее.“ Соломонія начала рождать чертенятъ, и въ качествѣ повивальной бабки за ней ухаживала при этомъ „жена отъ тѣхъ темпозрачныхъ демоновъ", которая и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1