Очерк истории русской женщины

лѣтописецъ — „искони бо бѣсъ жену прельсти, сія лее мужа; така и въ наши дни много волхвуютъ жены яародѣйствомъ, и отравою, и иными бѣсовскими кознями". Воздвигая гоненія на игрища, хороводы, пѣсни, музыку, старая мораль строжайпіимъ образомъ преслѣдовала все, что носило на себѣ характеръ волшебства. У насъ нгивыкли хвалиться тѣмъ, что въ древней Россіи не было тѣхъ іібдовскихъ процессовъ и казней, которыми католицизмъ столько вѣковъ позорилъ западную Европу. Но ото чястѣйпкія ложь. Не- довольству ясь церковною анафемой, ссылкой, пожизненнымъ за- ключеніемъ въ мояастырѣ, кнутомъ и батогами, наши предки сплошь и рядомъ казнили волшебниковъ, еретиковъ и вѣдьмъ смертью, и самою употребительною казнью за это было сожженіе. Въ 1227 г. въ Новгородѣ сожгли четырехъ волхвовъ. Въ 1411 году псковичи сожгли двѣнадцать вѣщихъ жонокъ. Еняз.. . ь игь •Можайскій слеегъ за волшебство мать Григорья Мамона. Во время Кошихина мужчинъ за богохульство, святотатство, волшебство, чернокнижество и ересь сожигали живыми, а леенщинамъ отру- бали голову. Федоръ Алексѣевичъ новелѣвалъ „сожигать безъ всякаго милосердія" всѣхъ, имѣющихъ у себя „волшебный, ча- .родѣйныя, гадательныя и всякія церковью возбраняемыя книги и писанія". Въ. 1197 г. великій князь велѣлъ утопить въ Москвѣ рѣкѣ нѣсколько бабъ, приходившихъ съ зельемъ волхвовать къ жевѣ его по ея просьбѣ. Далее по воинскому уставу 1716 г. чародѣямъ и чернокнижниками, входящими въ обязательные съ дьяволомъ, полагалась смертная казнь черезъ сожженіе, и вѣдов- скіе процессы не прекращались до конца XVIII *в.: ; они возни- кали при каждомъ почти народномъ бѣдствіи, при малѣйшемъ несчастіи въ царскомъ семействѣ, велѣдствіе личныхъ ссоръ, при малѣйшемъ подозрѣніи со стороны невѣлеественной и суевѣр- ной власти и т. д. Когда въ 1547 г. выгорѣла Москва, то взволнованный народъ приписали причину пожара родственницѣ; царя, Аннѣ Глинской, которая, будто бы, „со своими дѣтями и съ людьми волхвовала, вынимала сердца человѣческія, клала ихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1