Очерк истории русской женщины

- 73 — въ воду, да тою водою, ѣздячи поІМосквѣ кропила, — и от- того Москва выгорѣла“. Одпнъ изъ Глинскихъ погибъ, а Анну кое-какъ спасло отъ разъярениаго народа правительство. При Федорѣ Ивановичѣ былъ 'большой розыскъ надъ вѣдунами, сгу- бившими въ Астрахани крымскаго царевича. Ихъ обвинилъ ле- карь арапъ, приглашенный къ больному царевичу. Вѣдуновъ под- вергли жесточайпшмъ пыткамъ, на которыхъ они признались, что „портили царевича и царицу, пили изъ нихъ изъ сонныхъ кровь носдѣ пытокъ ихъ всѣхъ сожгли. Розыски надъ вѣду- нами и вѣдьмами сопровождались обыкновенно ужасными пыт- ками, подъ которыми умирало множество обвиненныхъ. Крожѣ смертной казни подсудимыхъ подвергали тѣлеснымъ наказаніямъ, разграбляли имущество и затѣмъ „выбивали" ихъ изъ города или деревни, чаще же всего ссылали въ какой нибудь монастырь и морили ихъ здѣсь въ ужасной кельѣ, прикованными на цѣпь. Иногда чародѣевъ, которые по извѣстному народному повѣрью, могутъ уходить изъ тюрьмы посредствомъ воды и нарисованной на стѣнѣ лодки, истомляли жаждою, предписывая вовсе не давать имъ воды. Противъ суевѣрія правительство начало бороться кну- томъ и ссылкою. Со времени Петра кликушъ хватали вездѣ, дер - жали въ тюръмахъ, пытали, сѣкли, наконецъ разсылалн въ работу но йрядільвынъ дворамъ и фабрикамъ. Со второй же половины сто.іѣтія точно также начали преслѣдовать и вѣру въ вѣдовство. Только въ XVIII в., подъ вліяніемъ европейскаго просвѣщенія, начинается сильная реакція этому мрачному вѣрованію въ волшеб- ство.. Въ 1770 г. въ яренскомъ уѣздѣ нѣсколько кликушъ, по злобѣ па разяыхъ лицъ, начали обвинять ихъ въ вѣдовской порчѣ- Оговоренные были арестованы, привезены въ городъ и подл плеть- ми признали себя вѣдунами и вѣдьмами. Одна изъ нихъ созна- лась, что напускала порчу по вѣтру посредствомъ червей, получен- ныхъ ею отъ дьявола: она представила судьямъ и самыхъ червей, а тѣ препроводили ихъ въ сенатъ. Но сенатч> за это дѣло отрѣ- шилъ отъ мѣстъ городскія власти, кликушъ . велѣлъ наказать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1