Очерк истории русской женщины

76 по приказу родителей, не имѣли съ мужьями супружескихъ отно- шеній, постоянно молились, постились, изнуряли свое тѣло влася- ницами и веригами, кормили нищихъ, помогали бѣднымъ и т. д. То же самое мы видимъ и въ исторіи раскола. Женщины здѣсь не только подвижничаютъ, не только осуществляют въ своей жизни, аекетическіе идеалы, но претерпѣваютъ и мученія, и смерть. Но при всемъ томъ, что патріархалькая доктрина относится благосклонно ко всѣмъ подобнымъ женщинамъ, послѣднія все-таки не могли стать на одинъ уровень съ мужчинами даже въ рели- гіозномъ отношеніи. Святыхъ женщинъ было чрезвычайно мало сі)авнительно съ числомъ святыхъ мужчинъ, и всѣщ опѣ были княжескаго происхожденія, да кромѣ того было нѣсколько мѣстно- чтимыхъ женщинъ тоасе княжескаго рода, за столь немногими исключеніями, что они кажутся чистою случайностью. Чудесъ въ женекихъ житіяхъ гораздо меньше, чѣмъ въ мужскихъ, да и во- обще въ женщину вѣровали и почитали ее меньше, чѣмъ муж- чину. Находились даже люди, которые не признавали святыхъ потому только, что послѣдніе принадлежали къ женскому полу. Когда Петръ Могила открылъ мощи Юліаніи Ольшанской, то игуменъ Феодосій Сафоновичъ не хотѣлъ поклоняться ей до тѣхъ поръ, пока она не явилась ему во снѣ и не обличила его въ не- почитаніи. Въ Москвѣ патріархъ Іоакимъ не признавалъ мощей и житія Анны Кашинской. Такимъ образомъ аекетическій взглядъ ' содѣйствовалъ всѣми силами своего религіознаго вліянія тому подчиненно женщины, въ которомъ старался удержать ее родовой патріархальный характеръ русской жизни. Въ томъ же самомъ направленіи дѣйствовало и вдіяніе инородцевъ алтайской расы. Еще до монгольскаго ига торки. берендѣи, половцы и другіе азіяты хозяйничают въ Россіи, смѣшиваютсд - съ русскими посредствомъ браковъ, оставляютъ за- мѣтное вліяніе на всей нашей культурѣ. Двухсотлѣтнее монголь- ское иго также не мало содѣйствовало огрубенію Россіи и порабо- щенію женщины. При нашествіи татаръ, женщины нерѣдко ока-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1