Очерк истории русской женщины

— 77 — • зывали шъ самое энергическое сонротивленіе g рѣшались лучше убить себя, чѣмъ отдаться въ руки чратамъ. Зарайская княгиня Евнраксія, напр., стояла въ высокомъ своемъ теремѣ во время битвы своего мужа Федора съ Батыемъ и держала на рукахъ сына своего Ивана. При первомъ же йзвѣстіи о смерти мужа и о нобѣдѣ Батыя, она „ринуся съ превысокаго храма своего на среду земли съ сыномъ своими и заразися до смерти", При та- тарском* владычестіѣ, но словамъ Степенной Книги, „матери плакали о дѣтяхъ, растоптанныхъ татарскими ^конями передъ ихъ взорами; дѣвы плакали о своей невинности, и сколь многія изъ нихъ, желая спасти ее, кидались на острыя ножи или въ глубо- кая рѣкй! Жены боярскія, незнавшія трудовъ, всегда украшенныя золотыми монистами и шелковыми одеждами, всегда окруженный толпою слугъ, сдѣлались рабынями поганыхъ, носили воду для ихъ женъ, мололи жерновами и бѣлыя свои руки опаляли у печ- ки, готовя кушанье невѣрнымъ“. Развивая въ мужчинѣ деспоти- ческія цривычки азіятскаго домовладыки, татарское иго не мало содѣйствовало развитію въ русской женщинѣ характеризующихъ ее недостатковъ пассивности. За сверженіемъ этого ига началось покореніе Казани, Астрахани, Сибири, Кавказа, Киргизскихъ сте- пей. Вето/!, русскіе смѣшивались съ инородцами и результатомъ этого скрещивания породъ являлась новая раса, развитіе которой постоянно задерживалось и задерживается до сихъ поръ новымъ прилйвомъ инородческой крови, икородческихъ воззрѣній, вѣрова- ній, обычаевъ *)■ Это несомнѣнное и всестороннее вліяніе азіятовъ замѣтно не только въ низшихъ, но и въ высшихъ классахъ народо- населенія; большинство нашихъ дворянскихъ родовъ иноземнаго и, преимущественно, азіятскаго происхождения. .При такомъ смѣшеійи - раса, дикіе восточные взгляды па нечистоту и низкость женщины, азіятскіе нравы, обычаи, обряды, вѣрованія, семейные порядки *) Болѣе подробно объ этомъ говорится въ моей ст. <Восточныя Окраины», въ і Дѣлѣ > , 1870 г., кн. 3. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1