Очерк истории русской женщины

— 79 — вольностями, о которыхъ не смѣла даже и мечтать великорусская женщина; довольно уже одного, что она не изгонялась здѣсь изъ общества и не содержалась, какъ рабыня, . въ домашней тюрьмѣ. Что же касается Моысовіи, то здѣсь и въ силу восточныхъ док- тринъ, желавшихъ избавить общество отъ величайшаго соблазна, отъ „женской прелести", и въ силу родовыхъ принцидовъ, рев-" ниво охранявшихъ ее какъ самку, предназначенную для продол- женія рода, и, наконедъ, въ силу вліянія сливавшихся съ рус- скими азіятовъ — женщину настойчиво и рѣшительно удаляли изъ общественной жизни и запирали въ теремѣ. Затворничество! женщинъ окончательно утвердилось еще въ началѣ XYI вѣка,| и Герберштейнъ говоритъ, что въ Россіи „женщина считается честною тогда только, когда живетъ дома, взаперти, и ник уда/ не выходитъ; напротивъ, если она позволяетъ видѣть себя чу- жимъ и постороннимъ людямъ, то ея поведеніе становится зазор- нымъ... Весьма рѣдко позволяется ей ходить въ церковь, а еще ( рѣже — въ дружескія бесѣды, развѣ уже въ престарѣлыхъ лѣ- тахъ, когда она не можетъ навлекать на себя подозрѣнія". Въ половинѣ XYI столѣтія заключенность женщинъ сдѣлаласъ еще строже, и, по свидѣтельству Бухау, знатные люди не показы-' вали своихъ женъ и дочерей не только постороннимъ, по даже братьямъ и другимъ близкимъ родственникамъ, а въ церковь позволяли имъ выходить лишь во время говѣнья да иногда въ самые болыніе праздники. Какъ дѣвушки, такъ и замуж- нія , женщины были окружены надсмотрщиками и шпіонами. „При нихъ, пишетъ Петрей, — держатъ мальчика, который не только псправляетъ ихъ надобности, подаетъ имъ кушанья и напитки, но и долженъ также доносить мужьямъ, что дѣлали безъ нихъ ихъ жены; за то эти мальчики пользуются въ до- махъ такимъ почетомъ и значеніемъ, что женщины безъ вся- кихъ отговорокъ дозволяютъ имъ разный шалости, даютъ имъ подарки, если хотятъ отъ нихъ молчанія о своихъ дѣлахъ, чтобы пе быть высѣченяыми или поколоченными отъ мужей. Же-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1