Очерк истории русской женщины

( намъ мужья не дозволяютъ даже и обѣдать съ собой: сами обѣ- даютъ или одни, или съ гостями, а жены особо, въ своихъ по- кояхъ, съ горничными, и никто изъ мужчинъ не можетъ входить I туда, кромѣ мальчиковъ, назначенныхъдля услуги". Женщины жили обыкновенно въ дальнихъ покояхъ, въ особомъ отъ муж- ( чинъ помѣщеніи. Лѣтомъ и зимою женщины выѣзжали изъ дома не иначе, какъ въ совершенно закрытыхъ экипажахъ, по бокамъ которыхъ шли скороходы и въ числѣ ихъ аргусы, которымъ по- ручено было отъ мужа наблюдать за госпожею во время ея вы- ѣздовъ и путешествій. Въ низшихъ классахъ женщину, принуж- денную трудиться и работать наравнѣ съ мужчиной, не было ни- какой возможности держать въ подобномъ теремномъ заключеніи, въ ноложеніи тюремнаго узника; у казаковъ женщины пользова- лись еще большею свободой; жены казаковъ были ихъ помощни- цами и даже ходили съ ними въ походы; но чѣмъ выше было общественное положеніе рода, къ которому принадлежала женщи- на, тѣмъ строже держали ее въ домашней темницѣ, тѣжъ ігрѣпче запирали ее въ теремѣ. Положеніе царицъ и царевенъ, осо- бенно послѣднихъ, было самое плачевное. „Сестры царскія и до- чери, говоритъ Еошихинъ, — имѣя свои особые покои, живутъ, какъ пустынницы, мало видятъ людей и ихъ люди, но всегда въ молитвѣ и въ постѣ пребываютъ и лица свОи слезами омы- ваютъ, потому что, имѣя .удовольство царственное, не имѣютъ того удовольства, которое отъ всемогущаго Бога дано человѣкамъ совокуплятися и плодъ творити. За князей и бояръ своего госу- дарства замужъ ихъ не выдаютъ, потому что князья и бояре ихъ холопы и въ челобитныхъ пишутся холопами, а если за раба выходитъ госпожа, то это становится въ вѣчный позоръ; а за королевичей и князей другихъ государствъ ихъ также не вы- даютъ, для того, что не одной вѣры и для того, что иныхъ государствъ языка и политики не знаютъ, и оттого имъ былъ-бы стыдъ “ . Царевны, такимъ образомъ, были вѣчными затворницами. \ Но пемногимъ лучше было и положеніе царицы. Она жила со-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1