Очерк истории русской женщины

По народному воззрѣнію, бракъ — судъ божій; женихъ и не- вѣста соединяются другъ съ другомъ не по свободному выбору, не вслѣдствіе стеченія извѣстныхъ обстоятельству а потому, что ихъ союзъ предопредѣленъ рокомъ, потому, что иъ суждено жить вмѣстѣ: противъ судьбы ничего не нодѣлаешь; „сужеиаго конемъ не объѣдешь“. Но кромѣ этого таинственнаго рока, бракомъ занравляетъ дру- гой рокъ, который уже не имѣетъ въ себѣ ничего таинственнаго и выражается въ волѣ отца, а за смертью его, въ волѣ матери или опекуна. При тѣхъ патріархальныхъ норядкахъ, которые всевластно царили въ древней Россіи и которыми до сихъ поръ держится жизнь 'низпшхъ и даже среднихъ классовъ, ни за жени- хомъ, ни за невѣстою свободной воли не признается. Мужчину женятъ, а дѣвупіку выдсттъ , продаютъ или, какъ выражаются въ архангельской губерніи, пропивсттъ. Дѣвушку выдавали за того, за кого „отецъ ушыслилъ, а жена и сродичи приговорили “, по выраженію Кошихйяа, — выраженію, вполнѣ обрисовывающему всю полноту отцовскаго самодержавія и напомипающему другое выраженіе — „царь присудилъ, а бояре при- говорили". Но ни одинъ отецъ или опекунъ съ семейиымъ совѣ- томъ женили сына и выдавали дочь: это право, при извѣстАлхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1