Очерк истории русской женщины

— 38 — бятами; другія ксе-какъ волокли ноги отъ дорожнаго изнурѳнія и угнетавшихъ ихъ болѣзней. Матери по дорогѣ дарили или про- давали желающимъ своихъ дѣтей, нести которыхъ подъ палящими лунами солнца было невыносимо и отъ которыхъ онѣ желали избавиться, чтобы легче, устроить свою будущую брачную карьеру. Большинство этихъ подневолъныхъ невѣстъ было сослано за пре- ступленія противъ семейства; изъ 77 женщинъ, напр., доставлен- нкхъ на линію черезъ Омскъ въ 1759 г., было сослано 24 за мужеубійство, 10 за дѣтоубійство, 1 за отцеубійство, .1 за блудъ съ отцомъ, остальныя за поджогъ помѣщичьихъ имѣній, кражу, по- бѣгъ, „порчу волшебными травами и словами". Женщины эти, уже настрадавшіяся въ семейной жизни до ссылки, въ Сибири снова поступали въ семейную неволю, раздаваемыя начальствомъ холостымъ офицерамъ „въ услуженіе", а казакамъ и солдатамъ въ замужество. Въ 5ІХ в. подобные браки по приказу началь- ства были обычнымъ явленіемъ въ военныхъ поселеніяхъ. Что же касается браковъ „по мірскому приговору", то крестьянскій міръ до сихъ поръ нерѣдко вмѣшивается въ брачная дѣла своихъ членовъ, неимѣющихъ родителей, назначая, напр,, извѣстную сироту-дѣвушку въ жены сиротѣ-парню. Въ древности за выводъ невѣсты изъ общины послѣдняя брала пошлину, которая, по всей вѣроятности, замѣнила собою первичное родовое право первой ночи. Идея отеческаго вмѣшательства власти въ дѣло заключенія брака до сихъ норъ живетъ даже въ нашемъ законодательствѣ, выражаясь въ обязанности жениха имѣть дозволеніе подлежащаго начальства на вступленіе въ бракъ. Въ старой Россіи свободою въ выборѣ себѣ нѳвѣсты пользо- вался только одинъ царь. Подобно императорамъ Влзантіи и среднеазіятскимъ ханамъ, царь древней Руси выбиралъ себѣ не- вѣету изъ дѣвицъ всей земли. Въ Москвѣ и въ нровиндіяхъ боярамъ, номѣщикамъ, дѣтямъ боярскимъ разсылались циркуляр- ные царскіе указы, которыми эти господа извѣщались, что вла- стямъ поручено „смотрѣть .у нихъ дочерей-дѣвокъ “ государю въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1