Преемники Петра

— 114 — къ аріанской ереси. По доносу одного монаха, Маркелла Радишевскаго, онъ имѣлъ даже дѣло съ Преображен- скимъ ириказомъ, счастливо отдѣлался только выговоромъ и угрозой „поступить съ нимъ безъ милосердая", е-сли онъ по- дасгь поводъ для новыхъ жалобъ *). Теперь онъ пользо- вался поддержкой Остермана, а паденіе Меншикова избавляло его отъ опаснаго врага; но торжество аристократической и ретроградной партіи создавало для него новыя опасности. Энергичный и ловкій, Дашковъ бѣшено дѣйствовалъ, возоб- новивъ противъ своего противника прежнія обвиненія въ протестантствѣ. Въ 1727 году Верховный Совѣтъ выпустилъ книгу „Камень вѣры“, полемическое религіозное сочиненіе, въ которомъ Яворскій изложилъ свое вѣроисповѣданіе стро- гаго православія и сводилъ свои личные счеты съ пастыремъ- преобразователемъ. Но въ то же время аббатъ Жюбе, при- везенный въ 1728 году изъ Франціи княгиней Ириной Долго- рукой, урожденной Голицыной, которая выбрала его воспи- тателемъ своихъ дѣтей, создалъ въ самой Москвѣ очагъ като- лической пропаганды. Вамъ извѣстно, что это былъ человѣкъ въ высшей сте- пени дѣятельный, предпріимчивый и мулсественный. Онъ, когда былъ кюре въ Асньерѣ, отказался начать богослулсеніе прежде, чѣмъ маркиза Параберъ, любовница регента, не покинетъ церковь. На лсалобу красавицы регенть только сказалъ: „Зачѣмъ она ходила въ церковь?" Княгиня Долго- рукая дала убѣдить себя перейти въ католичество во время своего пребыванія за границей, подъ вліяніемъ княгини Овернской, урожденной де-Линь. Вся семья отца по наслѣд- ству проявила наклонности такого жё рода. Покровитель- ствуемый ею, аббаіъ Жюбе встрѣтился въ подмосковной князя Голицына съ тверскимъ епископомъ Лопатинскимъ, и говорилъ съ нимъ о соединеніи обѣихъ церквей**). Такимъ образомъ съ этой стороны были только смятеніе и неурядица. И: :'| <!і 1 *) Чтенія, 1862, I, 1 — 92. **) Толстой, Католщизмъ въ Россіи, 1863, I, 165; Филарета, Псторія русской г^еркви, 1848, 77 стр.; Долгоруковъ, Записки, I, 7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1