Преемники Петра

— 216 — УІ. 17 марта 1730 года, желая показать, что долгое пребы- ваніе въ еретическихъ странахъ не повліяло на чистоту ея вѣры и ревности къ ней, Анна издала манифеста, гдѣ духо- венству предписывалось внимательно слѣдить за всѣми цер- ковными обрядами, не исключая крестныхъ ходовъ, „какъ они шли при моихъ отцѣ и дѣдѣ“. Это уже было скорѣе поворотомъ назадъ и осужденіемъ новаторскаго духа, представляемаго Ѳеофаномъ Прокопови- чемъ. Противники архіерея воспользовались этимъ, чтобы возобновить свои нападенія. Въ высшихъ духовныхъ сфе- рахъ въ это время шла борьба между двумя теченіями: одно склонялось къ протестантизму, другое— къ католицизму. Про- тивъ книги „Камень вѣры“ съ католической тенденціей, Будда и Монсгеймъ писали по-нѣмецки трактаты, будто бы вну- шенные Прокоповичемъ. Лопатинскій открыто выступилъ въ оорьбу, издавъ отвѣта, гдѣ прямо обращался къ архіерею Новгородскому. Старались даже устроить такъ, чтобы Про- коповвчъ не служилъ въ день коронаціи Анны. Но она была ему слишкомъ многимъ обязана и сдѣлала больше, чѣмъ раз- оила эту интригу: при органнзаціи Синода Ѳеофанъ получилъ вмѣстѣ съ своимъ другомъ Питиримомъ мѣсто несмѣняе- маго члена, между тѣмъ, какъ девять остальныхъ членовъ назначались только на два года. Онъ тотчасъ же восполь- зовался этимъ, чтобъ уничтожить своихъ враговъ. Замѣшан- ный въ одномъ политическомъ процессѣ Георгій Дашковъ былъ сосланъ въ монастырь. Архимандрита Маркеллъ Роды- шевскій, предполагаемый авторъ памфлета, содержавшаго письмо папы къ Ѳеофану Прокоповичу, былъ лишенъ сана и заключенъ въ тюрьму, а противъ Лопатинскаго начато было уголовное преслѣдованіе, еще продоллсавшееся въ 1736 г., когда, истощенный борьбой, Ѳеофанъ умеръ 55 лѣта оть роду. Онъ привлекъ къ допросу одного изъ предполагаемых!, сообщниковъ своего врага, монаха Рѣшилова, но не дожилъ до радости увидать Лопатинскаго въ Выборгскомъ замкѣ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1