Преемники Петра

— 17 — Однако традпція пустила глубокіе корни. Въ Новгородѣ, несмотря на Византию, женщины еще появляются на народ- ныхъ собраніяхъ. Марія Борецкая въ этой республикѣ,' ве- ликія княгини Евдокія и Софія въ Москвѣ, Евдокія и Ана- стасія въ Твери, Анна въ Рязани, Елена въ Суздали прини- мали участіе въ общественной жизни, принимали на аудіен- ціяхъ пословъ, показывались на пирахъ. Кое-что изъ этого осталось посреди худшаго паденія современнаго времени. Убѣгая отъ жестокостей домашняго очага, женщины XVII вѣка организовали вооруженный шайки. Легендарный поле- тцы доходягъ до совсѣмъ недавняго времени и попадаютъ въ псторію. Во главѣ одной изъ шаекъ, слѣдовавшихъ за счастіемъ Стеньки Разина (1671 г.), Григорій Долгорукій находить какую-нибудь женщину и не очень любезно заста- вляешь’ сжечь ее. Даже въ теремѣ, до преобразованій Петра Велнкаго, рус- ская женщина не совсѣмъ еще носила восточную физіономію. Правда, здѣсь ее держали взаперти, красоту ея расцѣнивали на вѣсъ, пріемлемымъ минимумомъ были 5 пудовъ. Любили ли ее? Физически и грубо, не больше. И эта черта сказы- вается даже въ поэтической легендѣ, гдѣ грубая чувствен- ность занимаешь мѣсто всегда отсутствующаго чувства. Турге- невъ говорить объ этомъ: „Наша, такъ называемая, эпиче- ская литература одна между всѣми другими, европейскими и азіатскими, одна, замѣтьте, не представляешь никакой ти- пической пары любящихъ существъ” *). Возьмите легенду о князѣ Петрѣ и женѣ его Февроніи. Изгнанные изъ Москвы, они вдуть вннзъ по рѣкѣ на лодкѣ. Одинъ изъ спутниковъ князя хочешь поухаживать за княгиней. Она велишь ему зачерпнуть воды справа, потомъ слѣва и выпить ее. „Слаще ли вода.съ одной стороны, чфмъ съ другой?” — „Одинакова”. »Ну, вотъ и женщина одинакова, откуда бы вы ее ни взяли”. Но, терзаемая и унижаемая, въ сферѣ домашней жизни жен- щина сохраняешь нѣкоторую власть. Законъ и обычай согла- шаются отвести ей здѣсь въ извѣстномъ смыслѣ все же при- вилегированное положеніе. Она управляешь своимъ домомъ. *) „Дымъ”. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1