Преемники Петра

— 218 — 1736 г., по предложенію самого Ѳеофана, Синодъ обратился къ Сенату съ предложеніемъ уничтожить въ одномъ изъ мо- сковскпхъ монастырей могилы двухъ ерессіарховъ, Лужина и Суслова "■). Святѣйпгій Синодъ по этому поводу припомнидъ. что по Соборному уложенію еретиковъ и ерессіарховъ слѣдуетъ сжигать живьши. И на самомъ дѣлѣ, спустя два года, капи- танъ Возницынъ былъ сожженъ по доносу своей жены, будто опъ евреемъ Борухомъ совращенъ въ жидовство. Одновре- менно сожгли и совратителя **). Что же касается раскола, то Остерманъ и его товарищи шли по старой колеѣ: на отступниковъ налагались двойныя подати; дѣтей обязательно крестили; за расиространеніе ра- скола ссылали въ каторжный работы; расколъ распростра- нился и въ Сибири, гдѣ искали убѣжища раскольники. Въ 1783 году, когда русскіе воспользовались пребываніемъ въ Волыпѣ для выслѣлсивавія бѣжавшихъ туда раскольниковъ, одна монахиня притворилась мертвой, чтобы избѣжать пре- слѣдованія и такимъ образомъ сохранила жизнь и свободу. Въ Москвѣ открыты были тайныя собранія, гдѣ женщины вергЬлись по цѣлымъ часамъ, какъ дервиши, заявляя, что Духъ Святый сошедъ на нихъ... и не обошлось безъ вмѣ- шательства палача: кнутъ и топоръ справились съ винов- ными ***). Весь этотъ краткій перечень долженъ оставить въ чита- телѣ большею частью невыгодное впечатлѣніе; но вмѣстѣ съ тѣмъ, читатель могъ убѣдиться, что не будучи блестя- щимъ — чего не допускали достоинства правителей, это пра- вительство, несмотря на Остермановъ и Бироновъ, остава- лось все лее русскими, такъ какъ имѣло въ виду на- правленіе, данное первоначально русскому національному развитію. Чѣмъ же тогда объяснить, что оно сохранилось въ народной памяти, какъ ненавистное господство иноземной тираніи, и что до сихъ поръ по адресу его несутся про- *) Внутренняя жизнь въ Ровсійской итеріи, 1886, II, 358 — 9. **) Годьцовъ, Законодательство и правы въ Россіѵ, 1886, 103 стр. ***) СолоЕьевъ, Исторія Россіи, XX, 307.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1