Преемники Петра

— 276 — особенный отпечатает, могла только одна война! Прочтите записки Василія Васильевича Головина. Шестнадцати лѣта онъ долженъ былъ отправиться въ Петербурга, чтобы, тамъ подвергнуться со многими другими молодыми людьми того же званія кает бы къ экзамену или смотру, подъ предсѣда- тельствомъ самого царя. Вслѣдствіе этого смотра, „меня грѣпшаго, пишетъ онъ, — на мою бѣду отправили въ замор- скіе края", т.-е. въ Амстердамъ. Четыре года спустя, по- учившись у голландцевъ, онъ поступили въ морскую акаде- мію, только что основанную въ Петербург!,. Дисциплина тамъ была суровая. Строгій интерната. Въ классъ надзиратель приходили съ бнчемъ. Дневные и ночные караулы. За ма- лѣйшін проступоет розги или кнута, смотря по возрасту про- винившагося. Въ случаяхъ вины болѣе важной — прогнаніе сквозь строй — два, три раза по всему полку, а въ полку было три тысячи человѣкъ. ^ченіе не трудное, но затрудняв- шееся схоластическими пріемами и новизной офиціальнаго языка, который сами профессора понимали только наполо- вину. Василій Васильевичи заболѣлъ ота всего этого, по- лучили отпускъ на годъ, женился, а затѣмъ снова долженъ былъ вернуться въ школу и пробыть тамъ еще пять лѣтъ. Въ 1720 г., благодаря неусыпнымъ хлопотамъ и вліянію род- ственниковъ, онъ получили должность камеръ-юнкера при Екатеринѣ I. Но вскорѣ, будучи замѣшанъ въ одну придвор- ную интригу, онъ былъ арестованъ, подвергнута пыткѣ, по- томъ до 1 /25 г. сосланъ. Восшествіе на лрестолъ Екатери- ны I вернуло ему свободу, но въ 1736 г. онъ попали снова въ руки Ушакова. Онъ познакомился съ дыбой, кнутомъ, го- рячими угольями, прикладываемыми ет окровавленному тѣлу. и чисткой ногтей раскаленными булавками. „Такого-то чи- сла, — записали онъ, — мнѣ грѣшному почистили ногти и ис- калѣчили меня". Послѣ чего прибавляета: „Слава Богу, те- перь мы спасены". Это значить, что за огромную сумму его женѣ удалось получить для него разрѣшеніе уѣхать въ его имѣніе, Новоспасское. Въ этомъ мирномъ уголкѣ, гдѣ теперь протекала его жизнь, онъ представляли любопытную смѣсь европейской культуры, суевѣрной набожности, подозрительной трусости

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1