Преемники Петра

— 280 — ніе между владѣльдемъ земли, являвшейся единственным* источником* богатства, и обр аб атывающим* эту землю. Ба- рин* съ одной стороны, рабъ— съ другой. Свободных* про- феомй не было. Не было третьяго сословія, которое, касаясь своимъ основаніемъ народныхъ массъ, а верхушкой высшихъ слоевъ общества, служило бы связующим* звеном* съ ра- бами. Привязанный к* землѣ, впряженный в* соху, прирав- ненный к* рабочей скотинѣ, мужик* не имѣлъ времени хо- дить к* обѣдігямъ и вечерням*, что составляло еще новую привил егію барина, и внесенное таким* образом* даже в* храм*, это раздѣленіе и придавало ему еще больше рѣзкости. Замѣтьте, что до X'VII вѣка, среди постоянной политиче- ской и соціальной анархіи, это раздѣлеиіе соціальныхъ клас- сов* строго опредѣлилось правом* силыгаго. Относящаяся к* IX вѣку, уже РусскаяПравда допускала, чтобы неоплат- ный должник* дѣлался рабом* заимодавца, чтобы человѣка неспособна™ прокормить самого себя постигала та же участь: на него надѣвали ключ*, как* знак* слуги. В* ХТИ вѣкѣ, когда укрѣпившаяся прочно центральная власть справилась съ анархіей, закон* о податях* ввел*, или, скорѣе, подкрѣпилъ тѣ же результаты. Чтобы владѣлецъ куска земли мо-гъ пла- тить слѣ дуемый съ него налог* государству, надо было, чтобы этот* кусок* земли был* обработан* — и явилось крѣпостное право, прикрѣпленіе к* землѣ со всѣми его послѣдствіями. Здѣсь не было никакого принципа, способна™ смягчить, ослабить создавшійся антагонизм*. На Западѣ, церковь в* теченіе вѣковъ имѣла в* этом* отпошеніи, по меньшей мѣрѣ, умѣряющее вліяніе. В* древней Московіи, как* и в* совре- менной Россіи, церковь до послѣдияго времени была только собраніем* священников* и монахов*, крупных* земельных* собственников*, а слѣдовательню, владѣльцев* массы крѣ- постныхъ. Она никогда не представляла из* себя пи интеллек- ту алытаго элемента* ни возвышающаго принципа. Священ- ник* Сильвестр*, самый просвѣщенный из* духовных* лиц* своего времени, сводил* религію к* исполненію богослузкеб- ныхъ обрядов*. Загляните в* Домострой. Прочтите в* клас- сическом* романѣ Лѣскова описаніе сильно идеализированна- го современнаго священника Туберозова: вы не найдете ни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1