Преемники Петра

дѣлп въ дѣтствѣ и которую Радящевъ такъ краснорѣчиво от- нѣтгшгъ въ своемъ разговорѣ съ крестьяниномъ, встретившимся ему по дорогѣ изъ Петербурга въ Москву: Какъ же ты успѣваешь доставать хлѣбъ, коли только праздаикъ имѣешь свободнымъ? — Не одни праздники, и ночь наша. Еартина очень похожа на ту, изображеніе которой даетъ одинъ современники войнъ Лиги, въ XYI в., во Францін: „Недалеко отъ городовъ и укрѣплеішыхъ мѣсть, крестьяне, которымъ посчастливилось раздобыть нѣкоторое количество ржи, собирались по трое и по четверо ночью, какъ совы, впрягались въ соху и, въ темнотѣ и молча, точно тати, сѣяли этотъ скудный посѣвъ“ *). Но тогда было военное положеніе. Перенося въ нормальную жизнь происходившіе отъ этого условія существованія и рас- пространяя ихъ па самый многочисленный клаесъ, въ то время, какъ привиллегированное меньшинство привыкало къ налболѣе утонченньшъ формамъ современной жизни, Россія ХУ' III и XIX вѣка представляла вполнѣ возмутительное зрѣ- лище. Всемірная поговорка: „Нѣтъ худа безъ добра", повидимо- му, получила въ этомъ случаѣ неожиданное подтвержденіе. Изолируя крестьянина еще болѣе, чѣмъ былъ изолированъ самъ его барииъ, — потому что государство и дворъ заставляли послѣдняго приходить въ соприкосновеше съ внѣшними влія- ніями этотъ режимъ способствовали созданію въ народной средѣ привычки къ самоуправленію и сравнительной незави- симости, подобныхъ которымъ не встречается нигдѣ, ни въ какое время, ни въ одной странѣ Европы. Кромѣ барщины, во- енной службы и пюдатей въ сферѣ своихъ личныхъ или обще- ствеппыхъ иитересовъ крѣ постной былъ вполнѣ предоставленъ самому себѣ, хозяиномъ устраивать эту часть своей жизни по своему уомотрѣнію, и демократически строй сельскихъ об- ществъ, представляющій одно изъ любопытныхъ явяѳній со- временной Роосіи, происходить отъ этой исторической особен- ности, точно такъ же, какъ развитіе въ средѣ этихъ малеиь- *) Hanoteaux, Tableau de la France en 1614, 1898, стр. 332.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1