Постройка и эксплуатация Николаевской жел.дороги (1842-1851-1901 г.г.)
,, • 6 Москвою невозможно и безполезно, хо'rя вернувшiеся изъ ~lмсрики Ыельниковъ и Крафтъ доказывали противное. Гдавноуправлmощiй Путл-ми Сообщенiя rрафъ Толь полаrалъ, что мtстньш трудности будутъ непреодолимыми для постройки до роги между двумя стоJшца~m, вслtдс1·вiе пепроходимости болотъ въ Новгородской rубернiи, трудноС'l'И перехода через·~ Валдайскiя горы, и разливовъ р'Iжъ; а если бы даже дорогу и удалось построить, то наши морозы и сн·Ьrа будУтъ препятствова1'Ь движенiю по ней. Министръ Финансовъ rрафъ I-tанкринъ указывалъ, что это по требуетъ чрезвычайныхъ расходовъ, 1•а~,ъ_ какъ предполаrалось строить жел,J:;зну:ю дороrу между столицами безусловно на счетъ казны, при чемъ доходность тшяетсн сомни'rельной по дешевизн'Ь перевозки rрузовъ по шоссе rужемъ, за что была плата по 30 коп. съ пуда ассиrнацiям::и:. Н·Ькоторые даже указывали на то, что жел•J:;зная дороrа «поведетъ къ равенству сословiй, такъ какъ и сановн:и:къ и простякъ, баринъ и мужикъ, ПО'БдУТЪ, сидя рядомъ въ ваrон·I,, въ одномъ поtзд·Ь». Въ тоже время инженеръ путей сообщенiя rенералъ Дестремъ, читалъ лекцiи о безполезноС'l.'И вообще щел·I;зныхъ дороrь въ Россiи. Правда, раздавались rолоса и за пос1'1юйку жел,J,зной дороги, напр. стороннш~ами ея были: rрафъ Вобринс1<.iй, rенералъ Чевкинъ, rерцоп Лейхтенберrскiй, rрафъ Клейнмихсль и н·Ько'l.'орые др~тiе. ОдЕiако большинство было прО'rивъ нихъ . • ИМЛ,ЕРАТОРЪ НиколАЙ Плвловичъ, давъ полную ВОЗМОЖНОС'l.'Ь излиться вс·tмъ этимъ мн·I;нiя-мъ до конца и недовольный на боль rпинство въ I-toми1'ern Министровъ, за отрицательные результаты, по жаловалъ самъ 13 января 1842 года въ посл·tднсе засtданiе и, вы слушавъ вс·I; возраженiя rr. 111инистровъ, изволилъ вста1ъ на своеиъ м'tcrn и объmзилъ Р'Бшительньшъ тономъ Высочлйшую вото свою: что онъ признаетъ «сооруженiе желtзной дор9rи 11Iсжду столицами вполнt возможньшъ и полезньшъ, что къ исполненi.ю се1'0 должно быть не медленно пристушrено, и что на сколько онъ уб·l;)l{денъ въ необхо димости и польз•I, сооруженiя жел·Ьзной дороги между столицами, на стодько же онъ сч:итаетъ не нужньшъ пролагать теперь жел,!;зныя дороги въ дру1'ихъ 11г!;стностяхъ Россiи». :Sъ закточенiе ИмпЕРАТОРЪ сказалъ: «а та1<.ъ ка1tъ вс't минис'l.'РЫ противъ устройства жел·!;зной дороги, то онъ учреждаю·ь для осуще ствленiя этого важнаго предпрiятiя особый КОJ\mтеть, назначая пред с·tдателе111ъ его Насшщникл lliEC'l'Oлл, ЦЕСАРЕВИЧА АлЕКСАНДРА Ни J{ОЛАЕвичл и при КО1\mтет1, особую строительную ко11mссiю». Приводимъ тексть журнала этого засtданiя: «13 января сего 1842 года, въ присутствiи ГосУдАРя ИМПЕРАТОРА собраны были, для обсужденiя предположенiя о Московской жел'tзной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1