Постройка и эксплуатация Николаевской жел.дороги (1842-1851-1901 г.г.)
- 11 - «Не разд'J3шrю мнtнiя Генералъ-Адъютанта Itиселева и согласив шихся съ нимъ членовъ по слtдующимъ причинамъ: «Новгородъ пользуется выгодами двухъ перес'J3кающихся въ немъ сообщенiй: 1) водянымъ, 2) Московскимъ шоссе. «Выгоды отъ перваго мало изм·J,ни'1ъся могутъ отъ ус1'ройства желtзной дороги, ибо предметы nеревозокъ и пути, которыми доста вляются, останутся поч'rи въ той же сораю,I'tрности выгоднtе водя нымъ сообщенiемъ, ч·J3мъ по жел'Ьзной дороУJ3. «Польза же Новгороду отъ шоссе происходитъ час1'ЫО отъ про tзжающихъ, частью отъ проходящихъ обозовъ, тамъ останавливаю щихся для ночлеговъ. «Иной пользы я не знаю, ежели предположить, что жел·J3зная до рога пройдетъ черезъ Новгородъ, измtненisr въ водяномъ пути никакого не будетъ, но съ проtзжающими обозами произ.ойдетъ очевидное из мtненiе въ томъ, что т-13 и дPYI'ie бросятъ шоссе и поtдутъ жел'tзной дорогой. А 1tакъ первая выгода сего пути есть скорость переtзда, то весьма ясно, что ни:кто останавливаться не буде1vь въ Новгород·J3, но предпоч1'етъ черезъ 4 часа быть на мtст·J3, въ С.-Петербургl; или черезъ 12 часовъ въ Москвt. Подавно обозы, не mrtя лошадей, но сл1щуя на вагонахъ, прослtдуют-ь прямо, не останавливаясь. «Гд'1з же будетъ польза для города? Остаются поэтому только прихо1·и жителей, которые предпочтутъ ·l;хать прямо изъ города по жел,Jззной дорогt, ч·Jшъ ·Jзхать до Чудова по шоссе, чтобы тамъ С'J3сть на жел,Jззную дорогу. Это не заслуживаетvь и опроверженi.н. «Изъ прочихъ же причинъ н·Ьт-ь ни одной уважительной» . Зд·tсь уъ1,tстно привести объясненiе начальника одного ИЗ'I) участ к.овъ постройки В. А. Панаева по поводу легенды о томъ, что буд'rо бы ИмпЕРлтоРъ Николлй I, положивъ 11иней1tу на поданную ему карту и проведя линiю карандашомъ, приказалъ вести жел'tзную дорогу по Э'l'ОЙ прямой линiи. Въ дtйствительнос1'И же д·вло обС'l·ояло та кимъ образо~1ъ. Rакъ упо:м:яну1•0 было выше, огро:мное большинство членовъ комитета по постройкt · С.-Пе'rербурго-Московской жел. до роги полагало, что надо вести дорогу на Новгородъ. Госу,ц,арь не раздtлялъ этого мн·tнiя и утомленный безконечньuш спорами по этому 11редмету, призвалъ къ ссбt инженеръ-пошювник.а Мельникова и спросилъ его: какого онъ мнtнiя о направленiи дороги. :Мельни ковъ коро'rко и ясно высказался такъ: «Дорога должна соединять двt весьма населенны.я: столицы; все движенiе, какъ грузовое, такъ и пассажирское, будетъ сквозное. Въ непродолжительномъ времени должны примкнуть къ Москвt другiя дороги со всtхъ концовъ Россiи; такимъ образомъ, сквозное движенiе между Петербургомъ и Москвою разовьется въ н·всколько десятковъ разъ противъ нас•rоящаго. Выло бы большою ошибкою и / •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1