Постройка и эксплуатация Николаевской жел.дороги (1842-1851-1901 г.г.)
• 12 неисчислимою потерею въ общей государственной экономiи, если обречь дальн·Ьйшiя покол:!;нiя на уплату 80--'l'И слишко111ъ верстъ, въ продолженiи цtлаго в·Ь1tа или больше, пока пртюй разсчетъ, не вынудилъ бы строить другую, болtе кратчайшую дорогу отъ Петер бурга до Иосквы. «Радъ», сказалъ Государь, «что ты одного со 11mой мнtнiя, веди дорогу прямо!» Слова «веди дорогу прямо» не означали вести по прщюй ли нiи, а относились къ тому, чтобы не держаться направленiя па Новгородъ. 'Гакимъ образо111ъ, вопросъ былъ рtшенъ и линiя пошла между двумя с1'олицами по «возможно» прямому паправленiю. На с1t0лько за111·вчательна прямолинейность С.~Петербургско-Московской жел·Ьзной дороги, можно суди1ъ уже по тощ•, что вся длина линiи послt постройки оказалась въ 604 версты, тогда какъ астрономическое разстояпiе между Петербурго11fЪ и Иосквою составляетъ 598 верстъ, а прот.нженiе Иосковскаго шоссе-6 74 версты. По окончанiи изыскапiй, въ началt 1843 I'Ода, и по собранiи вс·Ьхъ топографическихъ св·J'щtнiй, линiя дороги была нанесена на карту, rtоторая удостоилась Высочайшаго утвержденiя 14-го апр'l,ля 1843 года и принята къ руководству при постройкt дороги. Rакъ видно изъ пом·Ьщепнаго въ конЦ'!; книги чертежа, изобра жающаго продольный профиль и планъ дороги (Приложенiе 1), по слtдняя. проходитъ по четыремъ губернiямъ: по Петербургской на про•1'.я:женiи 57 вер01vь, по Новгородской-251 верста, по 'l'вер ской-180 верстъ и по Иосковс1t0й-116 верстъ. Начинаясь ОТ'р 3на111епской площади въ Петербург!;, на высотt 4,70 саж. падъ уровне~rъ Балтiйскаго 111оря, дорога пролегаетъ по м·Ьстности ровной и однообразной, составляющей древmою дельту р·J'жи Невы. Съ 26-й версты, за станцiей Rолпиио, характеръ 111·Jзстиости на чипаетъ быстро 111·ви.я:1ъся, встр·!;чаются овраги, хол]l[Ы и густыя рощи, черезъ которыя липiя, изгибаясь, переходитъ выемками и па сыпя111и и, постепенно подни111аясь, достш'аетъ на 125 верстt до пер выхъ отроговъ Ваддайскихъ возвьппениостей. Дадtе до р·Jзки Меты, м·встность еще бол·Jзе перес·.I;ченпал и волnистая, подъемы и уклоны постоянно чередуются и полотно дороги спроектировано въ глубокихъ выешахъ и высокихъ насьшяхъ. Черезъ r11убоку~о доJrину р. Меты, стиснутую мелщу высокими берегами, перекинутъ 11юс1vь 01'верстiе111ъ въ 256,5 саж., возвышающiйся на 19 саш. надъ р·.I;кою . Отсюда начинается г11авный перевалъ черезъ ВаJ1дайскiя горы. По первопачальпому проекту предположено было не превосходить подъемовъ бол·fю 0,0025 (т. е. подъема въ 25 саженей ш1, 20 верс1vь),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1