В поисках за истиной

166 У. ПСИХОФИ3IОЛОГIя ГЕНIЯ И ТАЛАНТА. жившихъ первымъ ТО.'lчкомъ для: ихъ образованiа. Выдаю- · щiйсл цеН1'РЪ мышленiл будетъ отличаться отъ MeH'lle совер­ шенныхъ Т'llмъ, что ПОСЛ'llднiе, при образованiи новыхъ пред,ставленiй, СЛ'llдовательно, сужденiй, неохотно будутъ УltЛО­ няться отъ устойчивой основы впечаТЛ'llнiй и воспоминанiй, . между Т'llМЪ Itакъ первый будетъ вырабатывать съ изумитель­ ной СМ'llЛОСТЫО изъ впечаТЛ'llвiй и воспоминанiй новыя сужде­ нiл и обращаться съ этими ПРОДУltтами собственнаго творче­ ства таltЪ я~е, Itаltъ съ матерiаломъ, доставляемымъ чувствами, памлтью и разумомъ, и И3Ъ нихъ, при помощи логичеСltихъ зl\,;-коно13Ъ, выводить даЛЬН'llйшiя суж,денiл. Это образованiе однихъ сужденiй изъ другихъ, это наltОП-ленiе HOBЬJXЪ представленiй, исходящихъ иногда изъ самыхъ, Н~ЧТО.iIшыхъ чувственныхъ впечатлiшiй, може1'Ъ достигать у него такихъ результатовъ, ItOTOpble недоступны среднему чело­ B'llIty. Отношенiе, существующее между впечаТЛ'llвiемъ и суж.де­ нiемъ, можно представить наrлядно, сравнивъ мышленiе у по­ средс'rвепнаго чеЛОВ'llItа съ пирамидой, основанiемъ которой служитъ впечатл'внiе, а вершиной - сужденiе; длл генiя же наоборотъ, - съ перевернутой пирамидой, опирающейся своей вершиной на впечаТЛ'llнiе и расширяющейся въ освованiи до сужденiя. Обладанiе могучимъ мыслительнымъ центромъ даетЪ. возможность изъ одиночнаго впечаТЛ'llнiя, взгляда или звука выводить самую сложную связь вещей; исходя отъ настоящаго~ отгадывать будущее и даж.е весьма отдаленное; по яв[енiю , распознавать управляющiй имъ заI"ОНЪ, или предугадывать ре­ зулЫ'атъ, долженствующiй произойти отъ взаимод'Бйствiя раз­ личныхъ явленiЙ. Подобный 1trыслительный центръ даетъ. субъеltту, обладающеиу имъ, таltЪ называемое знапiе челов'в­ ческаго сердца, господство надъ положенiемъ вещей, ум'llнье· B'llPHO и точно орiентироваться среди данныхъ обстоа:тельствъ, нравственную власть надъ другими, благоразумiе, проница­ тельность и изобр'llтательность. Мышленiе, ItaItъ л его до сихъ поръ опред'влилъ, основано на причинности, Т. е. оно исхо ~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1