В поисках за истиной

У. ПСИХОФИЗIОЛОГIЯ ГЕНlЯ И ТАЛАНТА. 181 представленiй они должны приходить въ непосредстве,нное приltосновенiе съ сырымъ ма'rерiаломъ чувственныхъ вос­ прiятiЙ. Переваренные продукты мысли, т. е. чувственныя воспрiятiя, уже переработанныя въ представленiя чужими центрами, сл1lдовательно, тотъ умственный пепто~ъ, ltOторый является единственно доступной умственной пищей для сред­ наго ' челов1ша, съ трудомъ усвоиваются генiемъ. 3д1lсь передо мной возстаетъ грозный вопросъ. Если до­ пустить, что генiй есть продуктъ сочетанiя неоБЫItновенно со­ вершеннаго мышл:енiа съ такой-же волей, что его д1l.я.тел:ь­ ность состоитъ въ воспроизведенiи новыхъ, абстраltТНЫХЪ предотаnленiй и въ ихъ КОНItретномъ воплощенiи, то Itакъ намъ въ такомъ случа1l относиться къ эмоцiональнымъ ге­ нiямъ-художникамъ и поэтамъ? Да разв1I вообще мы им1Iемъ право причислять поэтовъ и художниковъ Itъ разряду генiевъ? Это право, по меньш~й м'вр13, сомнительно. ПРИПОМJIИМЪ./ въ чемъ заключается сущность эмоцiи. Чувственныя впечатл13нi.я обыкновенно сообщаются соотв13тственнымъ чувственнымъ центрамъ, эти посл13днiе приводятъ въ движенiе другiе чув­ ственные центры и и~{енно TaKie, которые оБЫRновенно одно­ временно съ первыми получаютъ впечатл13нiе; они возбуж­ даютъ волевые и координирующiе центры и nызываютъ въ ВИД'В р.еаlщiи какое-нибудь движенiе организма, наприм1Iръ, изм13ненiе въ nыраженiи лица, учащенное сердцебiенiе или крикъ. Эмоцiя вызываетъ всю автоматическую, врожденную д13ятельность, превратившуюся въ органичеСltуЮ привычку и фующiонирующую безъ ВСЯltal'О участiя мышленiя, которое обо всемъ происходящемъ въ низшихъ центрахъ им1Iетъ лишь смутное полусознанiе или неопред13ленную догаДltу. Эти-то процессы, протекающiе BH1I сферы сознанiя, и называются эмоцiями. Поэзiя, МУЗЫltа и Сltульптура не им~ютъ иной ц13ли, KPOM1I произведенiя эмоцiЙ. Каж.дое изъ этихъ искусствъ стремится ВОБбудить въ нашемъ организм1I, при помощи доступныхъ дла себя средствъ, процессы, вызываемые въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1