В поисках за истиной

YI. В Н У Ш Е Н 1 Е. 193 иространство отъ одного атома къ другом.у. Въ этомъ заклю-. чается' самое серьезное возраженiе разсудка противъ атоми­ стичеСIЮЙ' теорiи, господствующей въ философiи со временъ Анаксагора и лежащей въ основанiи современной механики и химiи. Та же самая причина заставила ученыхъ признать существованiе совершенно непонятнаго эфира, будто-бы OI~PY­ жающаго атомы, т. е. создать ШI~ОЛУ, которая постоянно по­ буждала и побуждаетъ мпогихъ мыслителей предпочесть ато­ мистичеСI~ОЙ теорiи теорiю единства и непрерывности ма'rерiи на пространств13 всего космоса· Психологiя, мн-В кажется, лучше справится съ своей труд­ ной задачей, ч-Вмъ наука о движенiи. Она можетъ ссылаться на явленiе, лишь въ посл~иее время ставшее изв-Встнымъ и весьма удовлетворительно объясняющее фактъ взаимнаго ум-,.. ствеинаго влiянiя людей другъ на друга и подражанiя однихъ людей другимъ. Это явленiе еС'l'Ь "внушенiе". Постараюсь ВI~paTЦ-В объяснить лицамъ, которымъ, можетъ быть, это неизв-ВC'l'НО, что именно въ психологiи принято пони­ мать подъ внушенiемъ (Sпggеstiоп). Въ предыдущей глав13 мы вид-Вли, что вс-В движенiя вызы­ ваются волей и что воля реагирует'h двигательными импульсами на сознательныя возбуждснiя мышленiя и безсознательныл автоматичеСI~iя возбужденiл эмоцiональнаго xapal~Tepa. Если же это возбужденiе, приводящее въ д-Вйствiе волю, исходитъ не изъ собственнаго 1 а изъ чужаго мозга, если волл одного лица ставитъ себя въ служебныл отношенiя I~Ъ чужому мышле­ нiю или чужимъ эмоцiямъ И осуществллетъ двигательиыя представленiя, выработанныл въ чу.жой центральной нервной систем-В, '1' 0 мы СI~ажемъ, что эти д13йствiя были внушены лицу, что оно сл-Вдовательно находилось подъ влiянiемъ вну­ шеиiл. Разум-Ветсл, ччшимъ условiемъ для наблюденiя этого внушенiя является его бол-Взненное усиленiе. Подобное явленiе пр~дставляетъ гипнотизмъ. Лицо, могущее быть заrипно­ тизированнымъ, въ БОЛЬШИНСТВ'Б случаевъ иетеричное, приво- 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1