В поисках за истиной

, 206 Yl. В Н У Ш Е Н 1 Е. ровой машиной въ 1000 лошадиныхъ силъ и въ одну лошади­ ную силу: он-Б ИМ'lпотъ одно и то -же устройство и ОДИНaItО­ выя формы, ихъ приводятъ въ движенiе однородныя силы, а между т-Бмъ первая двигаетъ горы, а вторая-толыtO вертитъ швейную маШИНItу. Однородное явленiе мы наблюдаемъ и въ .ц'Ьлыхъ нацiяхъ: ' одна-могуча Itакъ въ ПОРОItахъ, таltъ и въ ДоброД'втеляхъ; другая-ничтожна, Itакъ въ добр-Б, такъ и зл1з; ·одни нацiи поставляютъ къ услугамъ своихъ генiевъ ItРУП­ ныя силы, а другiя-мелкiя. Прим-Бненiе, ItOTOpoe д-Блает-ея изъ этихъ органичеСltихъ силъ, зависитъ отъ внуше­ нiй, исходящихъ. отъ выдающихся натуръ А потому нельзч говорить о народной "душ-Б" 1 а разв-Б толыtO о нар()дномъ т'вл'в, о народномъ Itулаlt-Б или жеЛУДlt-Б. Съ другой стороны, я думаю, что ВСЯltая нацiя органически предрасположена къ ·бол-Бе или мен-Бе частому выд'lшенiю изъ себя генiевъ, но ·этого вопроса я ltOCHYCb ВЪ одной изъ сл-Бдующихъ главъ. Однообразiе взглядовъ и ощущенiй въ пред1зл&.хъ одной нацiи объясняется, сл-Бдовательно, не органической одно­ родностыо строенiя, а внушенiемъ, производимымъ на вс-Бхъ членовъ нацiи одними и т-Бми же историческими прим1з­ р ами, общими ВОЖДЯl\iИ нацiи и общей литературой. Вотъ .почему обитатели большихъ ГОРОДОВЪ прiобр-Бтаю'l'Ъ оди­ маковую умственную физiономiю, несмотря на различiе про­ исхожденiя и даже разноплеменность. Берлинецъ, парижанинъ и обитатель Лондона обладаютъ психичеСltими свойствами, ()тличающими ихъ отъ жителей другихъ городовъ и м-Бстно~теЙ.Могутъ-ли эти психичеСltiя свойства обусловливаться орга­ ничеСltОЙ причиной? Ни въ Itакомъ случа-Б, потому что насе­ ленiе этихъ городовъ представляетъ см-Бсь разнообразн-Бй­ шихъ этнографическихъ элементовъ; но оно находится подъ вл:iянiемъ общихъ внушенiй, ltOторыя и устанавливаютъ меж­ ду его членами р-БЗRО бросающееся въ глаза сходство въ мысляхъ И д1зЙствiяхъ. Извращенi~ вкуса и нравств'еннаго чувства, моральныя эпидемiи, порывы ненависти и восторга

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1