В поисках за истиной

х. ЭВОЛЮЦIOННАЯ ЭСТЕТИItА. 253 даемся, какъ глубо'ltO эта СВЯ3Ь проникла въ сферу органи- . " ческаго :Мlpa . Въ этихъ немногихъ строrtахъ заключаются, можетъ быть т вс1> девять сивиллиныхъ книгъ натуральной эстеТИItи. Че.IовЪчеСItiЙ умъ, даже въ народныхъ массахъ, постепенн(} привыкаетъ ItЪ эволюцiонному мышленiю или, другими словами ~ стремится видъть въ каждомъ явленiи одну И3Ъ стадiй разви­ тiя, которыя, будучи непонятны въ отдъльности, болъе или ме­ н1>е уясюпотся въ связи съ предшествующими стадiями. Раз'Ь человъческое мышленiе достигло этой 'fОЧltи развитiя-немно­ го вещей покажутся ему столь смъшными, какъ взгляды и объяс­ ненiя, составляющiя и по-сейчасъ содер.жанiе оффицiаЛЬНОЙ r кабинетной эстетики. До сихъ поръ психологiя почти не мыслила эволюцiонно. Она разсматривала явленiя душевной жизни въ томъ видъ, въ ка­ ltOМЪ они являются передъ нами въ настоящее время и стара:шсь уразумъть ихъ, не спраВдЯЯСЬ о ихъ происхожденiи, - (} томъ пути, ItОТОРЫЙ ОНИ должны .были пройти отъ простъй­ ши~ъ своихъ элементовъ до современной своей сложности,не спрашивая о томъ, какiя ихъ части являются ПРОДУКТОМ'Ь атрофированнаго переживанiя и Itаltiя - живучими поб'.вгами. Даже Кантъ, траltтуя о категорiяхъ, измъняетъ своей при'вычкъ ItЪ ясному и логичному мышленiю и прибавляетъ къ нимъ мистичеСltое замъчанiе, что онъ суть формы че.l0вЪче­ скаго мышленiя, Уltазывающiя на присутствiе сверхчеловъче­ скаго и внъ человъческаго элемента. Эта мысль, выраженная на мен'.ве загадочномъ языкъ 0значаетъ, что формы человъче­ сrtаго мышленiя, KaltOBbl время, пространство и причинность; не основываются на опытъ, то есть на чувственныхъ воспрiя­ тiяхъ индивида, и слъдовательно достигаютъ сознанiя не черезъ посредство чувствъ" а являются врожденными чело­ B1>rty. И это онъ могъ утверждать послъ того, Itакъ Юмомъ давно было доказано, покрайнеЙ мъръ для ОДНОЙ И3Ъ ItaTe– горiй-причинности, что она возникла просто вслъдствiе по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1