В поисках за истиной

254 Х. ЭВОЛЮЦIОННАЯ ЭСТЕТИItА. степенно сложившейся въ человtчеСltOмъ ум'в, наблюдавшемъ постоянную CMtHY явленiй, привычки върить въ непре­ рывную ИХЪ связь и подозрtвать существованiе динамичес:КИХЪ отношенiй между лвленiями. Въ представленiи о про­ CTpaHCTBt Бэнъ, Спенсеръ и Милль nидЯ'IЪ ПРОДУltтъ сооб­ щенныхъ сознанiю М:УСltульнымъ чувствомъ в()спрiятiй собствен­ ЕЫХЪ движенiй индивида. Что же Itасается представленiя о времени, то филологiя въ послtднее время старается изъ кор­ ней словъ, выражающихъ представленiе о времени, вывести доказательство того, что человtкъ первоначально подъ време­ немъ понима~ъ ИСltлючительно день, т. е. время, ПОltа свъ'rитъ ~олнце, а не нtчто абсолютное, апрiорное, лежащее за пре­ д'влами солнечной системы, BHt CMtHbl дня и ночи. временъ года, за предtлами природы, являющей И3Ъ себя непрерыв­ ный рядъ измtненiЙ. Съ нравственностыо было ПОС'l'уплено совершенно таltъ же . Въ оДuнъ преltрасный день было заМ'Бчено ея существованiе JI ~риз'наНО1 что людямъ свойственны понятiя о добрt и злъ, О порокt и добродtтели; никому не пришло въ голову спросить себя, Itаltим:ъ естественнымъ путемъ эти понятiя могли образо­ ваться; тотчасъ же ухватились за предположенiе, что они БЫЛII сообщены людлмъ путемъ Откровенiя. Въ настолщее время намъ, разум'ветсл, изв1>стно, что безотносительно не суще­ ствуетъ ни добра, ни зла, но что, всл'вдствiе постепен­ ваго давленiл заltОIIОВЪ челов1>чеСltаго общежи'ri.н, дti1ствiя, на- посившiя ущербъ общимъ интересамъ, были признаны дур ­ ными и пор очными, а дtйствiл полезныя -хорошими и доблест­ ными. Эстетика тожене из6'Jзгла дtйствiяэтого общаго закона челов'в- . ческой нartлонности Itъ поспtшнымъ выводамъ, Itоторая, по стран­ ному недоразумtнiю, выдаетъ себя за глуБОltOмыслiе. Тartъ Itartъ чувство красоты, въ той формt, въ Itакой оно лвляе'l'СЯ у современ­ на:о человtltа, не можетъ быть объяснено Itакимъ нибудь непос:редственнымъ полезнымъ результатомъ или процессомъ, доступ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1