В поисках за истиной

Х. ЭВОЛЮЦIОННА.Я ЭСТЕТИКА. 261 погрузиться въ него при помощи частаго обращенiя къ спирт­ нымъ напиткамъ,-превратились бы въ пьяницъ, испытали бы на себ1> вс1> б1>дствiя алкоголизма и быстро вымерли бы; тогда до нашихъ дней дожили бы только люди, IИТОРЫМЪ запахъ и вкусъ спиртIiыхъ напитковъ были бы такъ же противны, какъ . запахъ керосина или падали, и въ которыхъ подъемъ духа, вызываемый алкоголемъ, сопровождалея бы непрiятными ощу­ щенiями. Прiятныл ощущенiя, возбуждаемыя въ насъ преltраспымъ въ широкомъ смысл1>, не им1>ютъ инаго ИСТОЧНИI~а, I~POM1> того, который является общимъ дЛЯ ВС'БХЪ вообще прiятныхъ ощущенiЙ. Они суть результатъ того, что н1>что, Itажущеесл намъ прекраснымъ, было первоначально благопрiятнымъ особи и виду,-или же того, что наши предки всегда встр1>чали это н1>что въ сопровожденiи благопрiятныхъ явленiй и ассоцiиро­ вали то и другое въ своей памяти . .я:вленiя, воспринимаемыя на-ми Itакъ прекрасныя, распа­ даются eC'l'eCTBeHHo на дв1> бо.J.t'Ьшихъ категорiи, смотря по тому, I~асаютсл-ди они особи или вида. Къ первой категорiи отно­ сится оозоъttuен,nое, nре,zеmmюе и 1lj1ълесообразnое, ко второй-'Хра(;~toое въ т1>сномъ смысл1> слова и ",uлооttдJtое. Эти пять эстетическихъ Формъ часто см1>шиваются, между т1>мъ I~аltъ всл1>дствiе своего различiя они должны строго разграничи­ ваться. Мы разберемъ Itаждую изъ нихъ въ отд1>льности И постараемсл УЯЩIИть себ1> ихъ свлзь СЪ чувствомъ самоеохра­ ненiя у особи и вида. Возоышен,nое есть ощущенiе чрезвычайнаго несоотв1>тствiл между воспринимающимъ индивидомъ и воспринимаемымъ явле­ нiемъ и созиаиiе подавляющаго превосходства посл1>дняго надъ первымъ. Все выдающееся по величин1> и сил1> ПРОИЗВОДИ'fЪ JЗпечатд1>иiе возвышениаго. Представленiе, лежащее въ основ1> возвышеннаго, можетъ быть выражено сл1>дующимъ образомъ: ,,.БЪ сравненiи съ этимъ явленiемъ я -ничтожество, а мои силы теряютъ всякое серьезное значенiе. Бороться съ нимъ или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1