В поисках за истиной

Х. ЭВОЛЮЦIОННАЯ ЭСТЕТИКА. 269 ляется произведенiемъ ИСltУСС'fва, ltOторое по своей ВН'Бшней фОРМ'Б даетъ возможность угадать свое назначенiе и способъ В03НИItновенiя; а ЭТО достигается лишь въ томъ случа1>, когда художественное произведенiе напоминаетъ намъ знаltOмыя есте­ ственныя явленiя, ц1>ль ItОТОРЫХЪ, благодаря опыту, СД'Блалась знакома намъ и способъ В03НИItновенiя ItОТОРЫХЪ (разум1>ется, за исключенiемъ Itонечной причины) уже разгаданы нами. ОрганичеСltiя формы растенiй и животныхъ, очертанiя кристал· ловъ и группировка большихъ массъ матерiи, обусловленная возд1>йствiемъ механичеСltихъ заIИНОВЪ, являются т1>ми зна­ комыми и понятными естественными явленiями, съ ltOторыми . непрем1>нно должны им1>ть сходство художественныя произве· денiя, чтобы Itазаться Ц'Блесообразными и Itрасивыми. ОТД'БЛЬ­ ное ИСltуССТВО не можетъ доставлять ВС'БХЪ эстетичеСltихъ впе­ чатлiшiй, а только связанныя съ явленiями, воспроизведенiе которыхъ доступно данному ИСltусству и можетъ быть при по­ мощи его вызвано Н'Ь памяти. Архитектура, наприм1>ръ, не можетъ производить впечатл1>нiя красоты въ т1>сномъ смысл1>, т. е. возбуждать половой центръ; это д1>лается возможнымъ лишь въ с.iIуча1> употребленiя Сltульптурныхъ украшенiй, по тогда архитектура уж,е перестаетъ 8ЫТЬ таковой. Музыка не :можетъ доставлять впечатл1>нiя миловидности, потому что не въ состоянiи ни воспроизводить существеННЫJl д1>тскiя черты, ни натаЛltивать на нихъ по~редствомъ ассоцiацiи идей и т. д. Вотъ основы естественной эволюцiонной эстетики, не НУ­ ждающейся въ сод'Бйствiи сверхчувственнаго элемента для объ· лсненiя ощущенiл красоты. Если у Шlrиго нибудь ученаго си­ стемаТИItа явится охота растянуть эти РУItOводящiя положе­ нiя на 'l'ри объемистыхъ тома, то л могу только пожелать ~MY всшtаго усп1>ха въ этомъ предпрiлтiи. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1