В поисках за истиной

XI. С И М М Е Т Р 1 я. 273 произвольныя И неправильныя явленiя. Оно отвергаетъ ша­ блонный покрой, ИЗ0бр1>тенный людьми, бол1>е одаренными спе­ кулятивными способностями, ч1>мъ чувствомъ красоты, и не втискиваетъ челов1Jческую фигуру въ несвойственныя ей рамки. Такъ ItаltЪ симметрiя не есть естественный продуктъ и не производитъ впечатл1>нiя красоты, то спрашивается, каRИМЪ обраЗ0МЪ на нее наиалъ чеЛОВ'Бческiй умъ и какой потребности она удовлетворяетъ? Она обусловливается основными особенностями челов1>че­ скаго мышленiя. ЧеЛОВЕКУ свойственна прежде всего привычка къ причин- . ному мы:шленiю. На sаднемъ план1J явленiй, доступныхъ воспрi­ JIтiю нашихъ чувс'rв'Ь, :М~ всегда подозр1>ваемъ присутствiе сверхчувственнаго элемента, совершенно недоступнаго прлмому наблюденiю. Мы его произвольно называемъ причиной, доста'l'очнымъ основанiемъ или закономъ. Различные философы да­ ютъ ему и разныя названiя ; такъ наприм1>ръ, Шопенгауэръ называетъ его волей, Фрошгаммеръ - фантазiей и т. п. Ни одищь челов1>къ до сихъ поръ не воспринялъ въ д1>йствительности причин~, какъ таковой. Всегда ПОДМ'Бчались только явленiл, сл1Jдовавшiя другъ за Другомъ, безъ всякой д1>йствительной между ними свлзи. Ихъ соединенiе посредствомъ абстрактной ц1>пи причины и СЛ'Бдствiя надо приписа:rь ИСltЛЮЧИ'l'ельно на­ шему мышленiю. Мы видимъ м'олнiю и слышимъ громъ, причемъ намъ приходится зам1>ча'l'Ь, ч'rо они обыкновенно сл1Jдуютъ другъ за другомъ. Между т'.Бмъ мы не слышимъ и не видим'4, чтобы И3Ъ молнiи тiшулась Ц'БnЬ) влеltущая за собой громъ; этому не учитъ насъ и ни одно И3Ъ чувствъ, участвующихъ въ воспрiятiи на­ шимъ сознанiемъ явленiй грома и молнiи; 'rакимъ обраЗ0МЪ представленiе опричинности ес'rь прибавка къ самимъ ЯВJIенi­ лмъ и продуктъ самостоятельной работы нашего мозга. Благодаря сложившейся привычк1J ' КЪ причинному мы~ле­ иiю, мы дос'rигли того, что придаемъ сверхчувственному, не воспринлтому въ д1>йствительности элементу лвленiя, Т. е. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1