В поисках за истиной

Xl. С И М М Е Т Р 1 я. 279 денiю само по себ-В и раЗСМОТР'БТЬ строго индивидуально. Это неизб-Вжная дилемма, изъ которой логически вытекаетъ, что схематизацi.я: во всякомъ случа-В есть недостатокъ нашего мы­ шленiя, м-Вшающiй намъ в-Врно разсмаl'ривать и воспринимать явленiя. Въ caMoM'J> д-Вл-В, если причины существуютъ, то при­ нятый нами схематическiй планъ, т. е. единственная опред-Влен­ ная причина ЗaItрываетъ отъ насъ вс-В другiя причины, результа­ томъ которыхъ является данное индивидуальное явленiе. Если же продположить, что причина отсутствуетъ, то весь создан­ ный нами схематичеСltiй планъ есть не бол-Ве какъ миражъ, не им-Вющiй ни мал-Вйшаго сходства съ самимъ явленiемъ. Но съ этой дилеммой ОДНaItО ничего не под-Влаешь. Если мы не со­ гласны допустить, что нашъ мозгъ когда-нибудь достигнетъ гораздо бол:-Ве ВЫСОКОй степени органичеСltаго совершенства, ч-Вмъ теперь, и будетъ способенъ работать съ одинаковымъ вниманiемъ на всемъ своемъ протяженiи, то намъ ничего не остает~я, ItaItЪ примириться съ необходимостью воспринимать даже и въ отдаленномъ будущемъ одну черту явленiя ясн-Ве ч-Вмъ другiя, см1Jшивать ее. съ ц-Влымъ явленiемъ, приносить. ей въ жертву вс-В другiя черты, и возвысивши эту черту до роли схемы, разсма'rривать все явленiе, каltъ воплощенiе посл-ВднеЙ. Теперь намъ еще остается разсмотр-Вть ПОСЛ'БДНЮЮ осо­ беннос'rь челов-Вческаго мышленiя. Къ какимъ средствамъ при­ б-Вl'аетъ умъ для созданiя предполагаемаго идеальнаго плана,. олицетворенiе котораго онъ видитъ въ явленiи? На это у нег() существуетъ очень простой прiемъ: онъ повторяетъ черту, которая, въ качеств-В выдающейся, возбудила его вниманiе и запечатл-Влась въ его памяти и сознанiи. Онъ создаетъ куби­ ческую схему солянаго кристалла, повторяя формы, обратив­ шiя на себя его вниманiе, т. е. правильныя площади и ре­ бра, до т-Вхъ поръ, пока они не представятъ изъ себя замкну­ той фигуры. Вотъ какимъ образомъ умъ превращаетъ сплющен­ ные экземляры кристалловъ, цв-Втовъ и листьевъ въ схемати-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1