В поисках за истиной
282 ХI. С И :м: м н т р 1 я. такъ и на ц-Влые расы и народы. Симметрiя внаменуетъ собою искусство регрессирующихъ нацiй и перiодовъ упадка. Цв-Вту щiя эпохи и прогрессирующiе народы не удовлетворяются схемой и калеЙДОСltOпичеСltИМЪ повторенiемъ отд-Вльныхъ чертъ, а стремятся къ вовможно точному воспроивведенiю индиви дуальныхъ особенностей явленjя . Аналогичное стремленiе челов-Вческаго ума къ дополненiю неваконченныхъ представленiй посредствомъ повторенiя со ставныхъ его элементовъ, сохранившихся въ совнанiи, -приво,цитъ кром-В симметрiи и къ другимъ психологическимъ яме нiямъ. Скаванiя о Барбаросс-В и о португальскомъ королt Донъ- Себастiан'в тоже основываются на челов-ВчеСltОЙ склон ности къ симметрiи. Ивв-Встный перiодъ жизни этихъ героевъ былъ хорошо .знаItOмъ народу и вапечатл-Влся въ его памяти; другiе же перiоды остались ему неизв-Встны или постепенно были имъ забыты. Чтобы получить ц-Вльную картину жизни героя, народная фантавiя дополняетъ недостающее, повторяя ивв-Встные факты и присочиняя къ подвигамъ героя продол женiе, носящее однородный характеръ съ началомъ его жизни, изв-Встнымъ народу. Эти сказанiя будутъ, сл-Вдовательно, отли чаться симметричнымъ обравованiемъ; они служатъ доказатель ствомъ того, что челов-Вкъ не ограничиваетъ схемативацiю ЯВJIенiй одними видимыми формами. На развитые и здоровые 1 мы симметрiл наводитъ скуку и не даетъ радостнаго ощущенiя:, потому что не заключаетъ въ себ-В импульса къ бол-Ве интенсивной умственной д-Вятельности. Умъ стремится, воспринимая явленiе, присочинить къ нему за конъ обравованiя, схему; это, д'вйствителъно, есть недостатокъ мышленiя, но таltОЙ, къ которому умъ привыкаетъ и отъ кото раго онъ не отр-Вшается безъ СОПРО'l'ивленiл. Симметричное явленiе лишаетъ его возможности заняться этой работой. Оно не оставляетъ м-Вста для догадокъ и вымысла. Въ чемъ же за ключается законъ обравованiя симметричнаго явленiя? Оно про странно и педантично само поясняетъ этотъ ваконъ. Гд-В ero
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1